Истина на дне. Тайну гибели парома «Эстония» не могут раскрыть до сих пор

Staszewski / Commons.wikimedia.org

«Эстония» затонула почти мгновенно, унеся с собой в пучину сотни людей и тайну своего крушения. SPB.AIF.RU вспоминает подробности той трагической ночи. 

   
   

Мгновенное крушение

Несмотря на то, что с момента трагедии прошло прошло больше 20 лет, до сих пор остается множество вопросов о причине гибели круизного парохода.

Корабль «Эстония» был построен в 1980 году на стапелях немецких судоверфей в городе Папенбург. 13 лет судно курсировало между морскими городами Турку – Мариехамн – Стокгольм. И ни одного инцидента за эти годы с ним не случилось. В январе 1993 года паром был куплен совместным шведско-эстонским предприятием «Эстлайн» и начал ходить между столицами двух государств.

Всем известно, что представляет собой грузо-пассажирский паром: на верхних палубах располагаются каюты, рестораны, комнаты отдыха, а на нижних размещается транспорт, от легкового до грузовых фур. Чтобы машины могли легко заехать в недра корабля, впереди и сзади оборудованы специальные ворота, которые поднимаются и впускают-выпускают автомобили.

27 сентября 1994 года в 19 часов 15 минут паром «Эстония» закончил прием на борт пассажиров и вышел в море. Балтика была неспокойна, дул сильный ветер, его скорость превышала 20 метров в секунду. Но непогода не насторожила ни экипаж корабля, ни пассажиров. Запас прочности у подобных лайнеров довольно высок.

350 километров были пройдены без происшествий. Большинство людей разошлись по каютам и легли спать. Вдруг в час ночи почувствовали сильный хлопок, напоминающий взрыв. Об этом позже рассказали пассажиры, которым посчастливилось выжить в эту страшную ночь.

Паром начал стремительно крениться на правый борт. Люди в панике выскакивали на палубы, звучали сигналы сирены, пассажиры пытались сесть в спасательные шлюпки. Но из-за сильного крена спустить их на воду им не удавалось. Те, кто сумел выбраться из кают на палубы, в основном это мужчины, прыгали в небольшие самонадувающиеся резиновые плоты. Всего через 40 минут паром «Эстония» ушел под воду. Большинство женщин, стариков и детей оказались запертыми в каютах и коридорах корабля.

   
   
Макет парома Estonia в Таллинском морском музее. Фото: Commons.wikimedia.org/ Stan Shebs

Умирали от переохлаждения

Услышав сигналы бедствия, к месту крушения поспешили пассажирские паромы, которые следовали неподалеку. Через 30 минут после того как «Эстония» скрылась под водой, рядом показалось другое пассажирское судно «Мариелла». Матросы пытались вытащить из ледяной воды тонущих людей.

К сожалению, большой корабль был не предназначен для спасательных работ, поэтому многие терпящие бедствие помощи не получили. Из воды вытащили всего 38 человек. В 3 часа ночи прибыли спасательные вертолеты и катера, которые тоже подключились к операции. К этому времени потерпевшие находились в бушующих водах Балтийского моря более 1,5 часов. Легкие резиновые плоты разметало ветром и волнами на несколько километров в разные стороны.

Многие спасенные умирали от шока и переохлаждения прямо на руках у спасателей. Из 989 пассажиров и членов экипажа было спасено всего 137 человек, 95 были опознаны как погибшие, остальные 757 человек - объявлены пропавшими без вести. То есть всего так и не вернулись домой после той трагедии 852 человека из 17 государств. 

Версии крушения

Официальная версия катастрофы гласила: «Из-за сильных ударов волн на «Эстонии» было повреждено запорное устройство носового визора (подъемной надводной части парома), в результате оказалась незащищенной от проникновения воды аппарель автомобильной палубы. Вследствие чего внутрь парома в течение нескольких минут хлынули тысячи тонн забортной воды, увлекшие судно в пучину моря». 

Однако это объяснение мало кого устроило. Родственники погибших не могли поверить, что на современном пароме просто отвалился элемент носовой части. В желтой прессе появилось множество альтернативных версий катастрофы. Причинами крушения назывались и перевозка на борту корабля большой партии наркотиков, и секретное российское оружие, и взрыв.

Все эти версии находят как последователей, так и их критиков. Официальное расследование давно завершено, комиссия несколько раз готовила отчеты и каждый раз главной причиной аварии называла поломку визоров.

Корабль покоится на глубине около 70 метров, для его изучения спускались водолазы. Их главной задачей было найти бортовой компьютер, данные с которого могли бы пролить свет на реальную причину крушения. Но он найден не был, возможно, был сорван при погружении и затерялся в иле.

В 1995 году между балтийскими странами было заключено соглашение о запрете ведения каких-либо работ в районе гибели парома «из уважения к памяти погибших». Злые языки утверждают, что таким образом хотят скрыть реальные причины гибели.

Памятник парому Estonia в Стокгольме. Фото: Commons.wikimedia.org/ Tage Olsin

«Эстония» запечатана в бетонный саркофаг, и, возможно, придет время, когда ее поднимут с морского дна и тогда раскроются секреты, которые вот уже более 20 лет хранит судно. По масштабам и трагизму «Эстония» встала в один ряд с «Титаником», «Лузитанией» и «Андреа Дориа».