Санкт-Петербург известен во всём мире благодаря своей аутентичной архитектуре. Но с каждым годом старинных домов с уникальными элементами декора на фасадах и в парадных становится всё меньше. Их воруют, чтобы продать в Интернете и антикварных салонах.
Фамильная ценность
Двери XVIII, печь XIX века, витражи начала XX века, перила, плитка и многое другое из домов исторического центра сегодня открыто продают в Интернете. Достояние Санкт-Петербурга свободно уходит в частные руки. В этом корреспондент «АиФ» убедился лично, попробовав купить культурное наследие на сайте Avito.
Там человек под псевдонимом Савелий продаёт изразцовую печь из дореволюционного дома за 150 тысяч рублей. Звоню по телефону, интересуюсь - откуда редкость?
- Из нашего семейного дома в Ленобласти. Прадед был купцом. Дом построил ещё в XVIII веке собственноручно.
- Есть ли какие-то документы? Не украдена ли печь?
После долгой паузы…
- Ну, какие документы, девушка! Это фамильная ценность. Дом давно разрушен, там пустырь. Кто с вас что спросит? И вообще это скорее печь не из области, а из Финляндии. Мы её вместе с другими предметами ввозили в Россию. Всё законно.
- Ввозили, значит, и документы есть?
- Вам нужна печь, или вы интервью берёте?
Звоню по другому объявлению, некто Александр выставил старинные витражи - 40 тысяч за три стекла. Продавец объясняет, что купил их в антикварном магазине: «Хотел себе поставить, но кризис, нужны деньги».
- А они точно не украдены из какого-нибудь исторического дома?
- Конечно. То есть… Я купил их в антикварном много лет назад. Его уже нет, он закрылся. Гарантировать не могу. Допускаю, что возможно…
Третий продавец, Анна, выставила плитку (конец XIX века) за 20 тысяч. При разговоре намекнула, что товар из парадной одного известного в Петербурге дома. «Никаких проблем у вас не будет. Всё это было давным-давно, когда жильцы ремонтировали дом. Им она даром не нужна. Искать никто не станет. Если интересуетесь темой, могу поискать паркет XVIII века в очень хорошем состоянии из другого известного дома».
Дверная ручка Жукова
Рынок нелегальных товаров развит довольно хорошо. Так, в январе этого года стало известно о продаже двухметровых исторических витражей доходного дома Кумовича (Некрасова, 46). Они пропали лет шесть назад и вдруг всплыли на Avito за 45 тысяч рублей.
На том же сайте продали за 14 тысяч рублей чугунные медальоны со львами. Их выпилили из решетки у фарфорового завода на проспекте Обуховской Обороны. А вот витражи доходного дома на Лахтинской, 20, украденные в 1993 году, удалось спасти журналистам. Они просто купили их за 10 тысяч рублей. Продавец уверял, что витражи французские. Сейчас полиция разбирается с этими случаями. Однако подробностей нет.
В основном о фактах воровства сигнализируют сами петербуржцы. Так, инициативная группа «Дореволюционный аутентикъ» в социальной сети периодически публикует информацию о таких возмутительных продажах.
- Недавно в сети продавались дверные ручки из кабинета маршала Жукова и ключ от Эрмитажа, - рассказывает Евгений Колесник, основатель группы. - Естественно, мы часто находим на сайтах предметы, которые нельзя продавать. Например, запрещено демонтировать оригинальные элементы в объектах культурного наследия, в том числе нововыявленных. Почти все дореволюционные доходные дома являются таковыми. Но предметы декора, интерьера продают постоянно - и на Avito, и в антикварных лавках, и на блошиных рынках. Часто их достают незаконно, но нередко вещи просто выбрасывают сами жильцы. Кто-то находит их на помойке, а потом выставляет на продажу.
В прошлом году общественность была возмущена, когда ТСЖ стало менять исторические витражи в доме Изенбека на стеклопакеты. Старинные стёкла хотели выбросить, а может, и продать. Только вмешательство горожан остановило это безумие.
Легче продать, чем доказать
По закону за уничтожение, повреждение или воровство объектов или элементов культурного наследия карается штрафом и даже тюремным заключением. Но у нечистоплотных торгашей есть множество лазеек. Например, некто Иоанн в Интернете продаёт краденые изразцовые плитки из старинных каминов и печей, которые ранее находились в пустующих домах-памятниках Выборга. Но наказать за это проблематично.
- Если печь не демонтирована, продать её нельзя. Но если она уже разобрана, то доказать практически ничего невозможно, - объясняет Евгений. - Часто салоны продают антикварные элементы под видом «вывезенных из Европы», либо указывают общие факты - «винтовая лестница из старинного вокзала». Тут уже ничего не предъявишь. Витражи парадных лестниц идентифицировать легче. Они, как отпечатки пальцев у человека, не повторяются. Обычно они всплывают в продаже через несколько лет после демонтажа. Мы можем лишь быть бдительными и сообщать о попытках и фактах воровства оригинальных элементов интерьера. В прошлом году наша группа предотвратила демонтаж оригинальных витражных окон на Большом проспекте Петроградской стороны.
Кстати, в 2013-2014 годах активисты провели инвентаризацию исторических домов на Петроградке и вскрыли массовую замену исторических витражей и дверей на новодел. Большинство элементов утеряны навсегда.
Мнение эксперта
Воруйте - ничего не будет?
Дарья Васильева, известная градозащитница:
- Подобные случаи имеют просто массовый характер. Так, из дома Крутиковых (11-я Красноармейская ул.) - украли печи и часть лестничных пролётов, из дома Зыковых (набережная Фонтанки) - пропали интерьеры. Более того, на одно заведённое уголовное дело приходится несколько закрытых. Так вышло с домом Целибеева (на углу Загородного пр. и Серпуховской ул.) - откуда украли редчайшую балюстраду с драконами.
Ни полиция, ни КГИОП не заинтересованы в искоренении этого явления. Журналисты и неравнодушные петербуржцы почему-то находят украденные и пропавшие предметы интерьера и декора, а у того же КГИОП «нет полномочий это делать». Но ведь никто не мешает им отслеживать такие факты, ловить виновных с помощью полиции и наказывать по всей строгости. А сегодня нам приходится с огромными трудностями добиваться заведения уголовного дела на тех, кто разворовывает культурно-историческое наследие. К сожалению, даже если это удаётся, то виновник получает минимальное наказание. Например, человек, спиливший и продавший балясины, был амнистирован. Это прямое разрешение от власти - воруйте и ничего вам не будет!
Мнение власти
Беспризорная история
Александр Кобринский, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга:
- В городе худо-бедно наблюдают только за самими домами, чтобы они не обрушились, не снесли или не перестроили, а малые архитектурные формы, элементы внешнего и внутреннего декора - абсолютно беспризорные. Если дом жилой, то они на балансе собственников здания. За ними смотрят жилкомсервисы, ремонтируют или выбрасывают, не обращая внимания на архитектурную ценность. В результате мы получаем «степную бабу» на барельефе и стеклопакеты вместо уникальных витражей.
Фактически декоративные элементы никак не охраняются. Сняли, украли, выбросили, продали - об этом мы узнаём через несколько месяцев. Если вообще узнаём. Нам необходима масштабная художественная инвентаризация, надо обследовать каждый дом. Сейчас этим занимаются общественные активисты, но ведь это важно не только им, но и всему городу. Должен быть официальный реестр и учёт. Но это большие деньги, ведь в историческом центре огромное количество такого рода вещей. Я написал в прокуратуру запрос - кто обязан их охранять, ЖКС или всё-таки КГИОП? Ответа пока не получил.
Кстати
Расселённые дома – первые жертвы
Законом 73-ФЗ установлена система запретов и ограничений, налагаемых на собственников и иных законных владельцев объектов культурного наследия (ОКН), выражающихся в различных требованиях по сохранению, содержанию и использованию. Например, запрещается проводить работы, изменяющие такие объекты, либо ухудшающие условия, необходимые для их сохранности, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер.
Нередко объекты культурного наследия – это жилые дома, поэтому КГИОП в целях профилактики утрат ценных элементов интерьера и декора, постоянно проводит разъяснительную работу с управляющими организациями и товариществами собственников жилья Санкт-Петербурга. В 2015 году КГИОП возбуждено 17 дел об административных нарушениях в отношении таких организаций. Так, в марте комитет зафиксировал утрату балясин «Дом кн. Шаховской» и в этот же день подал заявление в полицию. А в апреле - обнаружил замену оконных заполнений на металлопластиковые в доме А.А. Антоновой. В отношении ТСЖ КГИОП составил протокол об административном правонарушении. Суд оштрафовал ТСЖ на 100 000 рублей и предписал устранить нарушения.
Анализ КГИОП показывает, что одна из основных причин утрат элементов декора, интерьера и т.п., - недостаток мер по обеспечению сохранности объектов, являющихся расселенными и аварийными жилыми домами.