После бала. Как наказали историка Олега Соколова за убийство невесты

25 декабря 2020 года Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга огласил приговор историку Олегу Соколову, который убил и расчленил свою возлюбленную, аспирантку Анастасию Ещенко. Суд отказался переквалифицировать дело и признать убийство совершенным в состоянии аффекта. Соколова признали виновным и приговорили к 12 годам и 6 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима.

   
   

Мы вспомнили, с чего началась эта история, потрясшая всю Россию.

Жуткая реальность

История Анастасии Ещенко и Олега Соколова могла бы называться «Красавица и чудовище», но с одной поправкой: если сказочно-диснеевский монстр был страшен снаружи и добр – внутри, то с доцентом СПбГУ все обстояло ровно наоборот. Блестящий ученый-историк, один из признанных в мире (!) авторитетов по Наполеону, отец-основатель движения исторической реконструкции на Северо-Западе России в частной жизни оказался тираном и убийцей.

Обычно такое происходит только в кино, но в данном случае стало жуткой реальностью.

В ночь на 9 ноября 2019 года уличные видеокамеры, расположенные на берегу реки Мойки в Санкт-Петербурге, зафиксировали, как некий мужчина выбрасывает в воду пакеты.

Позже он и сам вместе с рюкзаком свалился в реку.  После того как упавшего вытащили из воды, выяснилось, что в рюкзаке у него находятся две отрезанные женские руки и травматический пистолет. Сам мужчина был пьян и находился почти в невменяемом состоянии. Его личность установили быстро, и спустя несколько часов оперативники вошли в квартиру Соколова, находившуюся недалеко от места происшествия, – здесь они обнаружили новые фрагменты тела.

Как выяснилось, тело принадлежало бывшей студентке Соколова, соавтору ряда его научных работ, аспирантке Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Анастасии Ещенко.

   
   

С Соколовым они жили вместе с 2015 года, она называла его мужем, а он представлял её всем знакомым как невесту. Более того, на середину ноября было намечено и официальное бракосочетание. Но как получилось, что молодая девушка, которой на момент смерти было всего 24 года, влюбилась в мужчину, по возрасту (сейчас Соколову 64 года - прим.ред.) годившегося ей если не в дедушки, то точно в отцы?

«Милый мой сир»

Все знакомые Соколова в один голос говорят - он всегда нравился женщинам.

Яркий, эрудированный, харизматичный. Он даже лекции читал с такими задором и увлечением, что аудитория невольно переносилась в эпоху наполеоновских войн, и если парни мысленно «примеряли» на себя гусарские кивера, то девушки – бальные платья.

Тем более Соколов мог предоставить им такую возможность почти наяву – в реконструкторском движении Северо-Запада его знали не иначе как «сира». Так обращались подчиненные и сподвижники к Наполеону Бонапарту, и именно на это обращение с охотой отзывался Олег Соколов, который на любых реконструируемых баталиях 1812 года исполнял роль французского императора. Так звала возлюбленного и Анастасия Ещенко.

«Надеюсь, вы не забываете обо мне, я вас всегда помню. Я знаю, вам больно. Постараюсь облегчить вашу боль, милый мой сир», - писала девушка Соколову после очередной ссоры и расставания.

Но за внешностью учёного, кавалера французского Ордена Почётного легиона (после трагедии Франция начала процедуру лишения Соколова этой награды), скрывался очень нервный, болезненно самолюбивый и, скорее даже, самовлюбленный человек.

Уже после смерти Ещенко выяснилось, что ранее доцент-наполеонист мог быть причастен к смерти человека. В 1981 году фрегат «Святой Георгий» Петровского военно-исторического подросткового клуба, который должен был участвовать в съемках фильма «Россия молодая», затонул в Финском заливе. В результате погиб ученый Владимир Сорокин, а управлял судном как раз 25-летний Олег Соколов, который учился тогда на 4-м курсе истфака ЛГУ. По отзывам свидетелей, Соколов - вопреки своему капитанскому долгу - первым покинул судно, и результатом этого могла стать трагедия.

Выбирал молоденьких

Вскрылись и неприятные события из личной жизни доцента. Выяснилось, что он вообще любил крутить романы со студентками, и первой его женой также стала девушка, которой Соколов читал лекции.

«Все его женщины были гораздо моложе. Таков его принцип. Если девушка взрослела, ему казалось, она теряла привлекательность - для него это важный аспект... Соколов - человек, который постоянно находился в состоянии любви. Он обожал своих женщин. Кого-то в большей степени, кого-то в меньшей», - рассказала позже МК одна из возлюбленных Соколова.Первая жена историка, с которой он к тому моменту развелся, умерла от рака – от этого брака у Соколова остались дети.

Позже был второй брак, многочисленные романы, и, наконец, злосчастная встреча с Анастасией Ещенко. Молодая девушка из кубанской станицы полюбила пожилого доцента, но сказкой их жизнь назвать было сложно.

Анастасия не очень афишировала перед родными свою связь с Соколовым, и больше всех в тонкости их взаимоотношений был посвящен брат Насти.

Именно с его слов стало известно, что Ещенко и Соколов часто ссорились, он её бил, а в ночь на 8 ноября 2019 года девушка в очередной раз попыталась уйти от доцента. В сети можно найти запись ссоры, после которой  девушка выскочила на улицу без верхней одежды, а потом вернулась домой. Вероятно, собрать вещи.

Что произошло дальше - неизвестно, вроде бы они даже помирились. Однако, как зафиксировала история поисковых запросов с компьютера Соколова, в это время историк несколько раз заходил в поисковые системы и рассматривал карты и самой реки Мойка, и окрестностей Петербурга. Сам он объясняет, что таким образом пытался успокоиться. Прокуратура предполагает - планировал убийство и искал место, чтобы избавиться от тела жертвы.  

Еще через некоторое время, по версии следствия, Соколов выстрелил ей в лицо из обреза, после чего начал душить еще живую девушку, голыми руками сломал ей шею, и потом выстрелил в голову еще трижды.

Весь следующий день тело пролежало в спальне, а Соколов  спокойно общался с газовиками по поводу неработающей колонки, купил в IKEA новый матрас, приобрел в магазине скотч и пакеты, и даже принимал гостей. В ночь на 9 ноября, постоянно прикладываясь к бутылке, расчленил тело и стал партиями выносить его на реку. Во время очередного рейда опьяневший историк и свалился в Мойку.

«Я виноват, но...»

Следствие и суд над Соколовым длилось больше года. Защита доцента настаивала на том, что он действовал в состоянии аффекта и вообще был «доведен» своими оппонентами до состояния полубезумия.

И доля истины в это была – несколько лет подряд Соколов вел своего рода интернет-войну с публицистом Евгением Понасенковым, который обвинял доцента в плагиате. У каждой из сторон за это время образовались свои «группы поддержки», и Соколова действительно оскорбляли в соцсетях и интернете многочисленные тролли из числа сочувствовавших Понасенкову.

Как заявил в своем последнем слове сам историк, в ходе этой «травли» доставалось и его близким. В частности, Анастасии Ещенко, которая, по его мнению, в результате стала ему изменять.

«Эта травля длилась два года. Но уже через полгода Настя не выдержала», - констатировал Соколов и рассказал, что его «невеста» якобы начала встречаться с уголовником-рецидивистом (заявление об измене не нашли подтверждения в ходе судебного процесса - прим.ред.). С ним же она не расходилась из-за корыстных побуждений и по заданию его недоброжелателей.

Дескать, он даже хотел покончить с собой, но потом, узнав подробности, передумал. И вообще, он, конечно, виноват, но не так чтобы сильно. Его довели до приступа безумия.

«Я не только должен быть наказан, но и желаю быть наказанным. Но есть одно «но». Я хочу быть наказан за то, что совершил, а не за то, что мне вменили в вину ряд СМИ. Были чудовищные, страшные оскорбления, которыми осыпала потерпевшая моих детей. Она изводила меня сценами и оскорблениями детей», - заявил Соколов в последнем слове. 

Он также попросил прощение у родителей Анастасии - но, похоже, даже в суде историк продолжал разыгрывать какую-то сцену из времен наполеоновских войн.

«Если бы сейчас передо мной была мать Анастасии, и можно было бы дать ей в руки табельное оружие, я с удовольствием встал бы перед ней хоть на колени, хоть как. И спросил бы: «Если вы считаете, что я мог совершить такое хладнокровно, застрелите меня». И я бы с радостью принял такую смерть», -  сказал Соколов.

Впрочем, увидеть родителей жертвы Соколов смог в суде - на оглашение приговора они приехали в Петербург из Краснодарского края.