В Петербурге продолжается раскрытие преступлений, совершенных в 90-е годы, во время расцвета бандитских ОПГ. Уже второй год следователи задерживают бывших членов группировок, предъявляя им обвинения за казалось бы уже забытые грехи минувших десятилетий.
На прошлой неделе был арестован 53-летний уроженец города Ломоносов, который в 90-е был активным членом «малышевской» ОПГ и успел отсидеть за два убийства. Теперь ему вменили еще четыре.
Что известно об этом деле — разбирался «АиФ-Петербург».
Киллер со стажем
Рано утром сотрудники СОБРа ворвались в квартиру 53-летнего уроженца и жителя города Ломоносов. Как сообщила пресс-служба городского следственного комитета, мужчине вменяют серию заказных убийств. Ранее он уже дважды был осужден за аналогичные деяния — в 1998 году получил срок за случайное убийство женщины, а в 2017 — за преднамеренное. С 2022 года рецидивист находился на свободе, однако сейчас следственные органы раскрыли еще несколько дел, которые считались «глухарями», и вновь пришли за уроженцем Ломоносова.
По данным следствия, в 90-е мужчина входил в состав «малышевской» ОПГ и занимался заказными убийствами. То, что дела так долго оставались нераскрытыми, можно объяснить тем, что касались они междуусобных войн внутри бандитского сообщества. А эти люди в полицию жаловаться не шли.
В частности, по данным «Фонтанки», одно из убийств, за которое сейчас задержали бывшего киллера, произошло в 1994 году — тогда на Федюнинской улице нашли расстрелянное из обреза тело Андрея Боровикова по прозвищу Андрей Большой (не путать с Андреем Маленьким (Воловым), который сейчас также находится под следствием по обвинению в убийствах 90-х годов — прим.ред).
А в начале 1995 года на одной из свалок в лесу недалеко от криогенной мастерской СПбГУ нашли труп некоего Алексея Щинова с перерезанным горлом. Известно, что он также участвовал в бандитском «движение», и следствие предположило, что его убили из-за того, что он пытался сменить бригаду. На место смерти его могла заманить подруга — Анна Степаненко, которая якобы рассказала про некоего коммерсанта, нуждавшегося в «крыше». А чуть позже была убита и сама женщина, вместе с еще одним человеком из той же бригады — Алексеем Маркиным. Возможно, их убрали, чтобы «спрятать» концы в воду. На довольно длительное время это удалось. Однако недавно следствие вновь возобновили, и за предполагаемым убийцей пришли СОБР-овцы.
Малышев-Гонсалес
Напомним, что «малышевская» ОПГ называется так по фамилии Александра Малышева, уроженца петербургской Лиговки, который начинал «вышибалой» в баре «Рига» Красносельского района, несколько раз был осужден за драки, а в 90-е годы стал лидером преступного сообщества, контролировавшего значительные районы Петербурга. В общей сложности оно могло насчитывать 350-400 человек. При этом специалисты считают, что в отличии от конкурентов из «тамбовской» ОПГ, которые выстроили у себя жесткую преступную иерархию, Малышев был, скорее, создателем «зонтичного бренда». Любая вновь образованная бригада могла присягнуть ему на верность, и платить определенную дань за использование имени — при этом бандиты продолжали действовать автономно.
Понятно, что такая структуру была менее боеспособна, чем сплоченные банды, и неудивительно, что когда гангстерские войны начались всерьез, Малышев предпочел уехать за границу — он обосновался в Испании, и даже сменил фамилию на Гонсалес.
Увы, но правоохранительные органы Испании новому жителю были не рады. Вскоре Малышева-Гонсалеса задержали и предъявили обвинения в совершении заказных убийств на побережье Средиземного моря и связям с колумбийскими наркокартелями. Любопытная деталь — в испанском суде Малышев молчал все время зачитывания обвинения, но когда судья дошел до подозрения в торговле человеческими органами, то питерский авторитет не выдержал. Через переводчика он попросил передать судье, что тот «сумасшедший».
Малышев-Гонсалес провел несколько месяцев в испанской тюрьме, после чего его выпустили, и новых обвинений не предъявили. Тем не менее, спустя еще несколько лет он предпочел вернуться в Россию — сейчас бывший лидер одной из самых крупных ОПГ Петербурга живет тихо и спокойно, и его фамилия ни в каких делах не фигурирует.
Прошлое не отпускает
Однако ситуация может и измениться после того, как петербургские следователи начала несколько лет назад вновь расследовать уголовные дела 90-х годов.
За это время бывшие бандиты зачастую сильно поменяли свою жизнь — среди задержанных, к примеру, оказались бывший муниципальный депутат, видный налоговик и даже священник-самозванец.
Понятно, что многие из них переосмыслили свою криминальную молодость, и не исключено, что теперь уже готовы искренне покаяться и дать показания на подельников. Поэтому и начались, по цепочке, аресты прочих антигероев 90-х годов.