Над синайской бездной. Как в Египте разбился российский авиалайнер

Sergey Korovkin 84 / Википедия

Так и не вернулись

Самолет «Когалымавиа» вылетал из аэропорта знаменитого египетского курорта Шарм-эль-Шейх ранним утром 31 октября. Люди возвращались в Санкт-Петербург после отпуска, отдохнувшие, расслабленные, с южным загаром. Торопились домой, где их ждали родные и близкие. «Мы возвращаемся!» - с такими подписями пассажиры злополучного рейса выкладывали свои селфи и фото своих деток в социальные сети.

   
   
Российский лайнер пропал с экранов радаров в 7:14 Фото: flickr.com/ Official U.S. Navy Page США

В 6:51 лайнер А-321 оторвался от земли Египта, чтобы так никогда и не приземлиться на земле российской.

Через 23 минуты появились первые тревожные новости – самолет пропал с экранов радаров.

Спустя несколько часов стало понятно: экипаж потерпел крушение на севере Синайского полуострова недалеко от города Эль-Ариш.

Около 10 часов египетские власти сообщили, что рухнувший лайнер полностью разрушен, к месту трагедии стянуты службы безопасности и скорая помощь.

«Я не верю, не верю!»

Между тем, в петербургский аэропорт Пулково начали съезжаться  встречающие рейса из Шарм-эль-Шейха. Многие родные и близкие пассажиров еще даже не подозревали о случившейся трагедии. У входа их встречали сотрудники МЧС России, пытаясь корректно объяснить, что произошло. О том, что надежды нет, речи не шло. Говорили пока лишь о возможной аварии.

Люди напряженно ждали новостей в зоне прибытия аэропорта. Около 12 часов дня стало окончательно известно - произошла страшная трагедия. Встречающие облепили стойку информации, требовали новостей.

   
   
В аэропорту Пулково Фото: Reuters

-Я не верю, я не верю, - бесконечно повторяла одна из женщин, у которой на борту находилась дочь.

Сотрудники МЧС начали выводить родственников пострадавших из зала прилета, у аэропорта их ждали автобусы, которые отвозили убитых горем людей в отель «Кроун Плаза», где развернул свою работу пункт психологической и медицинской помощи, а также оперативный штаб по расследованию крушения.

В это же время в питерском аэропорту приземлялись десятки рейсов. Удивительно, но многие петербуржцы даже не подозревали о страшной беде, случившейся над Синаем. Кто-то с удовольствием завтракал, другие весело болтали друг с другом. На сгорбленные фигуры, проходящие мимо под присмотром сотрудников полиции и МЧС, на их заплаканные, черные лица никто не обращал внимания.

Выживших нет

В «Кроун Плаза» всё пропахло валерьянкой. В отеле находились психологи, врачи «скорой помощи». У родственников погибших взяли генетический материал, чтобы установить личности погибших.

Страшно было видеть, как здоровые мужчины не могли сдержать слез. Многие женщины рыдали в голос, на глазах нашего корреспондента мама погибшего сына кричала, что ее родственники живы. В ее руках была плюшевая игрушка, она хотела подарить ее при долгожданной встрече внучке. Почти все надеялись на чудо.

- Нам ничего не говорят, мы в полном неведении. Прошел слух, что под обломками есть выжившие, - с трудом сдерживая слезы, говорит отец погибшей Евгении Сологубовой, Александр Сологубов. – Женя звонила вчера, рассказывала, как здорово отдохнула. Ночью прислала смс со временем прилета и просьбой встретить ее в аэропорту. Ехал в Пулково в отличном настроении, и вдруг информация по радио… Сразу стали звонить друзья, говорить, что в небе над Египтом произошла какая-то катастрофа. Не могу поверить, что это случилось. Женя отдыхала в Шарм-эль-Шейхе с подругой. Они были замечательные девчонки. Я не знаю, не знаю, что происходит, мне нечего сказать!

В аэропорту Пулково Фото: EPA

Действительно, появились свидетельства, якобы из под обломков самолета слышны стоны пассажиров. Чуть позже прозвучала и информация о якобы нескольких раненых, спасенных на месте крушения. Все эти домыслы были перечеркнуты официальным заявлением египетских властей – лайнер практически полностью разрушен, выживших в страшной катастрофе нет.

Версии и спекуляции

В настоящий момент на месте трагедии уже работают не только египетские, но и российские спасатели. Десятки тел обнаружены на месте катастрофы и отвезены в местные морги. Тела погибших начнут прибывать в Санкт-Петербург сегодня поздно вечером.

Найдены на месте крушения и два бортовых самописца самолетов, как говорят специалисты, они повреждены незначительно. Началась работа по их расшифровке.

Вообще, выдвигались самые разные версии случившегося. В Сети появились якобы свидетельства очевидцев, которые уверяли, что лайнер падал и горел при этом. Есть мнение, что самолет начал разваливаться прямо в воздухе – потому и радиус, в котором находят обломки самолета и тела погибших, просто огромен. Например, сегодня спасатели обнаружили тело трехлетней девочки аж в 8 км от эпицентра крушения.

Не обошлось и без заявлений террористов. Одна из радикальных группировок сразу же взяла ответственность за трагедию на себя. Правда, власти России опровергли эту версию, а Минтранс страны попросил не спекулировать на данную тему до полного выяснения обстоятельств крушения.

Опровержены и слухи о том, что экипаж самолета запрашивал экстренную посадку, и что топливо было залито некачественное, и что экипаж не имел должного опыта.

«Командир воздушного судна – Немов Валерий Юрьевич – опытный лётчик, общий налет более 12 тысяч часов, из них на AirbusА321 – 3 860 часов, - сообщают в авиакомпании «Когалымавиа», которой и принадлежал потерпевший крушение лайнер. - Самолет Airbus 321-231, серийный номер 663, год выпуска 1997. Заводское техническое обслуживание самолёта, согласно заводскому регламенту, было выполнено в 2014 году. Все формы предполетного технического обслуживания выполнены своевременно и в полном объеме».

Возраст – не главное

Активизировались и депутаты. Прозвучали предложения сократить в России число перевозчиков, а также запретить эксплуатировать лайнеры старше 15 лет. Потерпевшему крушение самолету А-321 на момент полета было 18,5 лет.

«Это величайшая глупость! – считает Андрей Ламанов, пилот высшей категории, командир экипажа самолета ТУ-154. – Если самолет проходит вовремя грамотное техническое обслуживание – по двигателю, по планеру, по шасси, по кабинному оборудованию и т.д. - для него и 40 лет не срок. Вот раньше все время говорили, мол, сколько можно летать на ТУ-154 или ТУ-104? Они же старые! Потому и падают. Теперь этих самолетов больше нет. Стали ли лайнеры меньше падать? Нет! Вообще по статистике чаще всего аварии происходят из-за человеческого фактора. Но было бы просто кощунственно сейчас свалить все на погибший экипаж. Поэтому советую всем дождаться результатов расшифровки «черных ящиков».