В России в последнее время участились попытки поджогов военкоматов. В большинстве случаев фигурировали кураторы «спецслужб» или люди с поддельным аккаунтом в соцсетях, за которыми на самом деле скрывались мошенники. Как им удавалось уговорить людей на, казалось бы, очевидное нарушение закона?
Комментирует кандидат психологических наук Рустам Муслумов.
Манипулятор апеллирует к эмоциям, стремится запугать. При этом преступник подготовлен, имеет так называемый список возможных возражений и прописанные способы противодействия. Также преступник усугубляет ситуацию необходимостью сделать что-то срочно, не даёт времени подумать, переключает на других сотрудников, говорит, что жертве повезло, и она может легко отделаться, потому что уже сотрудничает с полицией или банком.
Преступники пытаются создать ощущение неизвестности, опасности и обещают решить все проблемы, если следовать их инструкциям. Создается ощущение, что они предлагают решение проблемы, которой только что запугали. Именно наличие уже отработанного, понятного алгоритма противодействия может уберечь. Когда у человека есть чёткая инструкция — риск того, что он станет жертвой снижается. Поэтому лучше всего сразу же прекратить разговор со злоумышленником и обратиться в полицию».