На этой неделе в СМИ Петербурга просочились очередные истории домогательств к детям. Произошло это, на первый взгляд, в наиболее безопасном месте для несовершеннолетнего — в школах.
Интим за деньги
Правоохранители Петербурга уже задержали 26-летнего школьного повара — молодой мужчина трудился на кухне одного из учебных заведений, наготавливая детям обеды, а в перерывах вел фривольную переписку с учеником. Повар убеждал 13-летнего подростка заняться проституцией, пишет «Mash». Извращенец пообещал школьнику деньги за непристойности — 30 тысяч рублей. Эта сумма - практически вся месячная зарплата работника.
Переписку с ребенком повар вел в популярном мессенджере, она и стала вещественным доказательством преступления. Как именно взрослые увидели опасные сообщения не уточняется. Известно, что повар дает признательные показания и может сесть в колонию на 8 лет по статье «Развратные действия в отношении несовершеннолетнего». Любопытно, что он уже был судим, правда, по экономической статье. Некоторое время назад мужчина намеревался запустить свой бизнес. Не получилось, решил идти работать в школу.
Еще одно преступление против ребенка совершила 25-летняя учительница из Токсово. Об этом также узнали из переписки женщины и ее 11-летнего ученика. Родители мальчика случайно наткнулись на его мессенджер, который пестрил откровенными снимками преподавателя. Фото дело не ограничивалось: учительница целовала пятиклашку в губы, трогала его половые органы и позволяла потрогать себя. Конечно, происходило это за закрытыми дверями: по данным «78канала», учительница часто оставляла ребёнка после уроков. Следственный комитет Ленобласти возбудил уголовное дело по статье о насильственных действиях сексуального характера, совершённых в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста.
Жертвам стыдно
Но почему дети скрывают факты домогательств со стороны взрослых? Доктор психологических наук, педагог-психолог высшей категории Роман Демьянчук отмечает, что дело в особенностях человеческой психики.
— Ребенку стыдно, он переживает чувство вины, может ощущать себя «соучастником» сложившейся ситуации, — объясняет эксперт. — Страх и стыд в случае насилия испытывает большинство людей, но у детей эти чувства обострены. Они еще психологически неустойчивы, не имеют достаточного жизненного опыта, обычно не ожидают со стороны взрослых подобного поведения и не всегда могут ему противостоять.
Ребенок осознает, что был вовлечен во что-то запретное, считает, что возможно нарушил правила и ожидает наказания за это. Причем, у детей (а чем младше ребенок, тем ярче это выражено), возникает вопрос: а будут ли меня после этого любить? Все описанное выше во многом блокирует возможность рассказать о произошедшем. Конечно, не всегда дети молчат о насилии, но в большинстве случаев этот факт скрывают.
— Можно ли понять, что ребенок стал жертвой преступления?
— Да. Есть множество тревожных признаков, которые говорят о том, что с ребенком что-то произошло: меняется его поведение, отношение к учебе, характер коммуникации. Он может прятать глаза, стесняться, совершать нехарактерные для него действия. Может внезапно бросить любимое хобби или перестать общаться так, как обычно, погрузиться в виртуальный мир. В таком случае нужно мягко вывести ребенка на разговор. Или обратиться к психологу, который с помощью актуальных методов и методик выявит проблему. Игнорировать нельзя: насилие это тяжелая психологическая травма, которая может привести к невротическим, психосоматическим проблемам и даже нарушениям в развитии личности.
— Заранее можно подготовить ребенка к ситуации, в которой он может стать жертвой сексуального насилия?
— Прежде всего, стоит формировать четкие представления ребенка о личных границах, жизни, безопасном поведении. О разных опасных ситуациях и о том, как себя вести при тех или иных угрозах.
— С чем связан нездоровый интерес к детям со стороны взрослых? И можно ли заранее выявить педофила?
— Конечно, это болезненное расстройство психики. Причин множество, начиная от собственного психотравматического опыта (например, изнасилования, — прим.ред.), заканчивая патологическими изменениями головного мозга. Проявления встречается как у мужчин, так и у женщин.
Зная о проблемах с психическим здоровьем или анализируя особенности поведения человека можно в ряде случаев предполагать наличие соответствующих рисков. Но это не означает, что запретные действия обязательно будут совершены. Как не означает и то, что их не совершит человек вне подозрений.
— То есть должны быть условия для этого? Есть мнение, что если бы в обществе реже говорили о педофилии, то и педофилов было бы меньше.
— Спорное утверждение. Если рассматривать клинический контекст, то информационный контент вряд ли играет решающее значение. Но он может оказаться в числе провоцирующих факторов. Особенно тогда, когда психика неустойчива, и адекватные базовые ценности как регуляторы поведения не сформированы. За пределами медицинских проблем, тем не менее, демонстрация агрессии также стимулирует ее проявления.
Но это не означает, что тему нужно замалчивать. Ребенка надо готовить к многообразию жизненных ситуаций, последовательно воспитывать, строить в семье доверительные отношения. А при необходимости своевременно обращаться к профильным специалистам и в правоохранительные органы.