В 1941 году животных Ленинградского зоопарка начали эвакуировать в Казань. Но блокадное кольцо замкнулось, большая часть зверей осталась в осаждённом городе.
Зверинец под бомбёжками
Ленинградский зоопарк всегда, а в предвоенные годы особенно, был лучшим в стране. Здесь обитали практически все животные мира. Бегемотов, слонов, львов, медведей, оленей, обезьян вывезти не успели. Сегодня о тех тяжелейших годах рассказывает выставка «Зоосад в блокадном Ленинграде». Сюда приходят и иностранцы. Европейцы и тогда, и сейчас недоумевают: зачем ленинградцы прикладывали титанические усилия, и в голодающем городе, где корочка хлеба была на вес золота, выхаживали животных? Им не понять, что благодаря зоопарку ленинградцы чувствовали себя полноценными людьми, этот островок дикой природы напоминал измученным горожанам о мирной, спокойной жизни. Поэтому даже в самые голодные годы ни у кого и мысли не возникало убить зверей, съесть их.
Самыми стойкими перед невзгодами войны оказались медведи. Тяжелее же всего переносили стресс тигры и львы. Почти все они погибли от разрыва сердца во время бомбёжек, не смогли пережить страшного шума и ярких вспышек. Кстати, зоопарк сильно пострадал именно от бомб. И неслучайно. Рядом, на Заячьем острове, находилась зенитная батарея, которая сбивала немецкие самолёты. Фашисты бомбили Петропавловку, чтобы уничтожить эту точку сопротивления. Многие снаряды попадали в зоопарк. От этого погибла любимица всех ленинградских детей слониха Бетти, в павильон которой упала авиабомба. Смотритель животного погиб, а Бетти завалило обломками. Три дня обессиленные сотрудники зоопарка и все те, кто способен был работать, разгрёбали завалы. Люди плакали, слыша жалобные звуки, которые издавало огромное животное. Но спасти слониху не удалось.
Похожая трагедия произошла с оленями. В их вольер попал снаряд, многие животные были ранены осколками. Несколько дней их выхаживали, лечили. Однако чуть позже - снова прямое попадание, олени погибли...
Молоко для гамадрила
- У нас жила уникальная бегемотиха Красавица, до войны она считалась самой крупной самкой в Европе, - говорит Светлана Александрова, замначальника просветительного отдела Петербургского зоопарка. - Не поверите, она пережила революцию, Первую и Вторую мировые войны и умерла только в 50-е годы. Конечно, животное пережило блокаду только благодаря героической работнице зоопарка Евдокии Ивановне Дашиной. Что стоило этой женщине её выходить, одному Богу известно. Посудите сами: чтобы искупать бегемота, требовалось 400 литров воды, которую нужно было возить на тележке или санках с Невы!
Конечно, звери голодали так же, как и люди. Еды практически не было, тяжелее всего приходилось хищникам. Травоядных кормили опилками, желудями, жмыхом, сеном, из всего этого варили кашу. Мяса не было совсем. Пришлось идти на хитрости. Сотрудники брали шкурки мелких грызунов, набивали их кашей и кормили хищников. Те думали, что едят мясо. А, например, детёныша гамадрила, который родился в 1942-м, спасли, отпаивая человеческим молоком. У его мамы из-за стресса после бомбёжки молоко сразу иссякло, пришлось работницам зоопарка ходить в роддом и просить у рожениц молоко для зверёныша.
Случались и комичные моменты. Одна авиабомба угодила в вольер с обезьянами, и хитрые животные сразу разбежались. Их ловили по всему Ленинграду и возвращали обратно.
Зоопарк работал всю блокаду. Закрывался лишь во время самых яростных атак, в остальное время сюда приходили взрослые и дети. Город продолжал жить. Более того, сотрудники зоопарка постоянно ездили по военным частям с небольшими концертами. Дрессированные животные показывали для солдат представления.
В 1942 году по всему зоопарку стали высаживать корнеплоды, овощи. Потом семена раздавали голодающим горожанам.
В 1940 году в Ленинградском зоопарке содержались 446 животных. В 1941-м 225 зверей погибли, в 1943-м их осталось всего 98. А в конце войны военные начали приносить сюда из близлежащих лесов волчат, рысят, лосят, лисят, вольеры стали вновь заполняться. Медвежонка Гришку принесли в 1941 году. Вместе со всеми ленинградцами он пережил блокаду, бомбёжки и голод. Ещё во время войны посетители зоопарка его очень полюбили, в шутку называя медвежонком-блокадником. Это едва не сыграло с любимцем злую шутку, потому что после окончания Великой Отечественной каждый посетитель старался покормить медведя, а он не в силах был отказаться и сильно объедался.
Миф 13
Людей, которые отрезали мясо от трупов горожан, скончавшихся своей смертью, приговаривали к расстрелу.
Факт. На самом деле расстреливали только тех людоедов, которые ради своего пропитания людей убивали. По официальным данным, за всю блокаду таковых было расстреляно 1400. Понятно, что подобных нелюдей было несколько больше - не всех удалось найти и доказать их преступление. Были, кстати, и оправдательные приговоры.
Что касается «трупоедов», то таковых за время войны, опять-таки по официальным данным, набралось 1533. Для них полагалась не исключительная мера наказания, а тюремный срок. Как правило, он составлял от 5 до 10 лет. Трупы для еды находили как на улицах Ленинграда, так и на кладбищах. Некоторые погосты были натуральным образом разорены. Особенно ценились детские тела. В январе 1942 года каннибализм достиг пика: тогда были арестованы 178 «трупоедов», 45 из них быстро умерли в тюрьме.
Проявилась и поразительная статистическая закономерность - типичный портрет блокадного людоеда - женщина средних лет, малообразованная. Кстати, каннибалами занималась спецгруппа, состоящая не только из чекистов и милиционеров-оперативников, но и врачей-психиатров.
Любопытно, что, несмотря на явные психические отклонения у «трупоедов», никто из них не был отправлен на принудительное лечение. Все были осуждены в уголовном порядке. Однако психиатры на основе наблюдений и бесед с людоедами подготовили несколько научных работ, на которые был наложен гриф «совершенно секретно».
Названы в честь
Улица Косинова. Семён Кириллович родился в судьбоносном для страны 1917-м в Курской области. В 1935-м поступил в Тамбовское Краснознамённое военное пехотное училище, после окончания стал командиром стрелкового взвода. Позже решил стать военным лётчиком и поступил в Харьковское военно-авиационное училище. Молодой лётчик встретил Великую Отечественную на Белорусском фронте - бомбардировал вражеские колонны. С сентября 1941-го Косинов воюет уже на Ленинградском фронте, как-то за месяц совершил 32 боевых вылета. 16 декабря 1941 года экипажу Черных И. С. (стрелок-бомбардир Косинов С. К., воздушный стрелок-радист Губин Н. П.) было поручено атаковать колонну вражеской техники вблизи города Чудова. При заходе на цель самолёт был подбит зенитной артиллерией. Несмотря на повреждения самолёта Косинов точно сбросил бомбы на цель. Когда пламя сбить не удалось, экипаж принял решение идти на таран. Горящий самолёт врезался в гущу враже-ской техники. Все члены экипажа погибли. 16 января 1942 года Косинову посмертно была присвоена награда Героя Советского Союза. Чуть ранее, но тоже уже после смерти, Семён Кириллович был награждён орденом Красной Звезды. Приказом министра обороны от 27 июня 1964 года Герой Советского Союза лейтенант Косинов С. К. навечно зачислен в списки гвардейского Севастопольского Краснознамённого полка ракетных войск стратегического назначения, которому по преемственности при формировании были переданы почётные наименования и орден бывшего 125-го (позднее - 15-го гвардейского) бомбардировочного авиационного полка. Улица в Кировском районе Ленинграда получила своё название в 1950 году.