Одним из самых активных гостей Петербургского международного экономического форума был глава Счётной палаты РФ Алексей Кудрин. Он участвовал во многих сессиях, открыто спорил с первым вице-премьером Антоном Силуановым и министром экономического развития Максимом Орешкиным, не скупился на неожиданные высказывания и сравнения. Каковы же его прогнозы по поводу развития российской экономики? И как ведомство, которым он теперь руководит, усилит контроль за бюджетными расходами?
Больше открытости
Алексей Кудрин: - Характер и концепция Счётной палаты будет меняться в сторону большей результативности государственных программ и выполнения стратегических целей. Не снижая масштабов и темпа по финансовому аудиту. Об этом говорится и в профильном законе. Сегодня это общий тренд в мире, когда контролирующие органы помогают правительству реально оценивать итоги работы. Мы тоже будем вести мониторинг, существенно расширим круг информации, которую предоставим всему обществу. Повторю: Счетная палата будет работать строго по своему плану. На текущий год он уже полностью выстроен. Проверке подлежит всё, что связано с бюджетными деньгами и расходами.
- Вы также выдвинули инициативу по открытости министерств. Считаете, они не очень «прозрачны»?
- Сегодня они предоставляют недостаточно сведений. Сейчас развивается цифровая экономика, и министерства и ведомства должны объединить свои базы данных на платформе правительства. Не сидеть на них и выдавать порционно, а сформировать общий массив, чтобы все, кому это нужно, автоматически пользовались необходимой информацией. Это ускорит принятие решений. Конечно, прежде чем выложить такие данные для широкого пользования, их надо определённым образом откалибровать, уточнить, сопоставить. Для их формирования и использования также будут предоставлены новые технические возможности. Это большая работа и, надеюсь, мы сделаем существенный шаг в этом направлении.
- Сегодня много говорится о слабой работе государственных программ. Предполагается даже создать Центр эффективности госуправления. Что это за организация?
- Это будет целый институт с большими компетенциями. Мы бы хотели, чтобы такой центр находился внутри министерства цифрового развития, созданного совсем недавно. Но пока конкретные договоренности не достигнуты. Получается, что на текущий момент эти полномочия разорваны. Что-то есть в Минэкономике, что-то в Митруде. Это не даёт того объединения усилий, которое быстрее бы продвинуло реформы.
Тигр готовится к прыжку?
- Некоторые ваши коллеги во власти считают, что нам помогают санкции Запада…
- Отдельным отраслям отечественной промышленности, сельскому хозяйству они действительно пошли на пользу, но в целом экономике – нет. Мы теряем темпы роста, а ряд отраслей лишается возможности сделать инвестиции, приобрести современные технологии. Имеет значение и психологическая атмосфера, которую вызывают ограничения. В результате таких мер немало зарубежных компаний сегодня с опаской работают с предприятиями в России, это сдерживает развитие. Поэтому общий баланс по санкциям отрицательный.
- На форуме почти все три дня обсуждали, как сдвинуть российскую экономику. Как вы думаете, почему до сих пор не сделаны реальные шаги для улучшения ситуации?
- Не все преобразования популярны, не все интересы сочетаются для их проведения. Здесь нужна определенная политическая воля. Сегодня жезл имплементации реформ (от английского «implementation» - «осуществление», «выполнение» - ред.) снова вручён Медведеву. Перед новым правительством стоят амбициозные задачи и в ближайшее время мы услышим, наверное, о новых программах, усилении деятельности кабинета министров. Чётко будет дан ответ, как добиться целей, показателей, которые объявил президент. Поскольку задачи очень масштабные, я привёл сравнение с тигром, который готовится к прыжку. Потому что иного даже представить невозможно. Когда-то этот прыжок должен быть сделан.
Когда забурлит котёл?
- Дмитрия Анатольевича трудно назвать тигром. Да и большинство министров нового состава всем давно знакомы. С трудом верится, что они резко перестроятся и обеспечат прорыв в нынешней пробуксовке.
- Да, сегодня госпрограммы не стали серьёзным инструментом управления. И причина не только в неправильной структуре, неверно расписанных показателях. Главное, никто не спрашивает об их выполнении. По-настоящему и строго. Вот если бы стали спрашивать, качество сразу бы выросло. А также появился важнейший инструмент – диалог, необходимый для достижения цели. То есть реальная оценка происходящего: мы двигаемся в правильном направлении или уходим, опустив руки, и поставленные задачи недостижимы?
Я помню, как будучи заместителем председателя правительства, по предложению Минэкономразвития писал премьеру каждый квартал записку о состоянии дел в экономике. Мы сделали даже своеобразный «светофор», показывающий, что и как сделано. Все это ложилось под сукно. Если нет политической воли спрашивать, значит, на выполнение уже не обращают внимания.
- Кто же должен проявить такую решительность?
- Прежде всего, премьер, его заместители. Если они введут требовательность за правило, сразу засуетятся все министры, руководители программ. Будут более тщательно относиться к формулировке задач, предпринимаемым шагам, ресурсам. Возобновится и диалог о проблемах: здесь нам не хватает денег, здесь – полномочий, что мешает на пути. Сразу забурлит котёл. Сейчас этого не происходит.
Сегодня заявки министерств просто предоставляются в виде государственных программ. Расходуются бюджетные средства, но как их использовать лучшим образом? Я вижу задачу Счётной палаты, свою как руководителя в создании мониторинга, где чётко будет сказано, какие задачи решает правительство, министерства и ведомства, кто, что не выполняет и в какой степени. Мы будем тщательно анализировать эти показатели, а правительство имеет полное право воспользоваться таким исследованием, дать ему свою оценку. Сможет познакомиться с нашими выводами и широкая общественность, это также подтолкнет процесс.