Живем на то, что заработали. С какими итогами Петербург заканчивает 2019-й?

В 2020-м будет сформирован новый Генеральный план Петербурга на следующие десять лет. © / pixabay.com

В 2019-м Петербург продолжил динамично развиваться, укреплять свои позиции. С какими же результатами для города заканчивается непростой год? Каким видится его будущее? Об этом SPB.AIF.RU рассказал директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

   
   

Рост тарифов неизбежен?

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Дмитрий Владимирович, какими вы видите итоги 2019 года для Петербурга.

Дмитрий Солонников: Положительных изменений немало. Мы видим увеличение бюджета и уверенное движение к поставленной планке в триллион рублей. Уже сейчас в казне больше 700 млрд, так что к 2023-2024 годам реально подойти к заявленной цели. Активно идет работа и по взаимодействию с центром. Подписан целый ряд соглашений, в рамках которых по федеральным программам в город начнут поступать десятки миллиардов. Здесь и сотрудничество с РЖД, выделение финансов для строительства школ, детских садов, которых сегодня не хватает. Раньше таких проектов не было, и это серьезное достижение нынешней администрации. Неслучайно Петербург в федеральной повестке все чаще звучит как вторая столица России, второй по величине мегаполис страны. Это знаковые вещи.

- Также надо учесть, что город в основном живет на собственные доходы, заработанные средства. И остается «донором», подпитывающим всю Россию. 

- Да, у нас многоуровневая экономика. Развиты машиностроение, авто- и авиапром. Налажен выпуск двигателей для вертолетов, приборов для кораблей. Есть и радиоэлектронный кластер, который объединяет 70 предприятий. Его изделия расходятся по всему миру. На высоком уровне фармацевтика, а по IT-технологиям мы лидируем в России. Хорошо себя чувствуют строительная индустрия, судостроение, выполняющее заказы как для ВПК, так и гражданского флота. На днях, например, успешно завершились ходовые испытания атомного ледокола «Арктика». Это самый мощный в мире корабль такого класса и изготовлен он на Балтийском заводе в Петербурге. 

- Тем не менее в обычной жизни горожане нередко сталкиваются с трудностями. В следующем году нас ждет существенное подорожание проезда в общественном транспорте, увеличиваются и коммуналка, взносы на капремонт... 

- Давайте спокойно разберемся. Цены на транспорт в нашем городе не увеличивались последние два года, тогда как в стране они росли. Также постоянно дорожают услуги поставщиков, повышается цена ресурсов, электроэнергии, услуг организаций, зарплата сотрудников, обслуживающих парк машин. Поэтому тарифы поднимаются, это неизбежно.

   
   

Более того: чем больше времени они «остаются» на месте, тем резче затем будет скачок. И если сейчас ничего не делать, впоследствии может случиться так, что придется в полтора-два раза повышать стоимость проезда. И кому-то, соответственно, брать на себя ответственность за подобные решения. Поэтому лучше быстрее преодолеть эту неприятность сейчас, чем отложить проблему и жить под грузом понимания, что расплата все равно неизбежна. Тем более что власти уже объявили: грядущее подорожание - не только компенсация за пропущенные годы, но и шаг вперед, позволяющий не поднимать тарифы следующие пару лет.

Статистические перекосы

- В 2020-м изменения затронут и всю транспортную отрасль Петербурга. Объявлено о масштабной реформе, хотя сведений, как все будет происходить, мало. Вас это не тревожит?

- Приведу такую аналогию. Помните, в 90-е все площади и тротуары заполонили ларьки, а на улицах появилось много частных перевозчиков? За прошедшее время от ларьков город освободился, а от непонятных маршруток, которые одно время показательно называли «ведра с гвоздями», избавляется сейчас.

Кто у нас работает в частных транспортных компаниях, следит за техническим состоянием машин, здоровьем людей, садящихся за руль? Ведь часто во время проверок выясняется, что у таких водителей даже прав нет. 

Сегодня понятно, что крупным структурам удобнее планировать маршруты, контролировать экипажи. Культура вождения в государственных организациях тоже намного выше, чем у гастарбайтеров. Поэтому давно пора в этой сфере наводить порядок. А вот то, что мало сведений о предстоящей реформе, - недостаток работы власти. Когда нет внятной информации, люди начинают волноваться. Даже учитывая, что все делается к лучшему, сомнения остаются. Еще есть время заполнить этот пробел.

- По статистике сегодня в Петербурге зарплата в среднем составляет 63 тыс. руб. В реальности люди нередко получают намного меньше. Почему? 

- Проблема не в том, что складывают зарплату ректора и лаборанта, а затем показывают среднюю по университету. Такое тоже есть, но основная «нестыковка» не в этом. С моей точки зрения, главная сложность в том, что во многих регионах своеобразно решают задачу, поставленную президентом в рамках национальных проектов. Дано задание: повысить зарплату бюджетникам - врачам, учителям, воспитателям. Чтобы его выполнить, руководители учреждений используют разные методы. Например, переводят людей на полставки, а жалованье формально увеличивают в два раза. В итоге в ведомости фигурируют значительные цифры, хотя на руки выдается намного меньше. Далее Росстат получает документы, где указываются солидные суммы. Действительность же при этом не учитывается. 

Есть и другая сторона перекосов. Наша статистика почему-то не видит «серых зарплат», «черного нала», неофициальных доходов. В итоге идет деформация результатов в обе стороны. В Петербурге, кстати, положение лучше, чем в других регионах, но, конечно, надо ориентироваться на реальное положение дел. 

Вместо сквера - отель

- В 2020-м будет сформирован новый Генеральный план Петербурга на следующие десять лет. Что он должен учитывать?

- Генеральный план - не просто серьезный, объемный свод законов и чертежей. Это будущее нашего города, четкое видение, как он будет развиваться. Устремится ли в сторону залива, намывных территорий - и тогда в приоритете окажутся большие, открытые пространства. Или упор предполагается сделать на строительство новых промышленных объектов, постиндустриальную экономику XXI века.

К сожалению, последние Генпланы, которые у нас принимались, были скорее согласованием интересов различных строительных компаний, политических «хотелок». Кто что пролоббировал, сумел «выбить», то часто и фиксировалось. Отсюда резонансные дорожные войны, правки в угоду тому или иному бизнесу, когда на месте сквера вдруг возникал апарт-отель. Неслучайно местами он напоминал лоскутное одеяло, сшитое на живую нитку. 

- Как надо составить этот стратегический документ, чтобы избежать подобных ошибок?

- Сначала, повторю, определить общее видение развития города. В моем понимании надо строить так, чтобы жилье, отдых и работа для людей были одинаково доступны. А не «здесь живу, полтора часа еду на службу, два - до ближайшего парка». Также хочется, чтобы учли проекты на перспективу, а главное - общим постановлением закрепили эти правила.

Поясню. Определена зеленая зона, значит, никакие инвесторы не ходят и не предлагают изменить регламент. Аналогичные требования и к жителям. Положена по Генплану в конкретном месте высокоскоростная магистраль - там она и идет. А не начинаются протесты граждан, возмущенных шумом машин под окнами. Прежде чем покупать жилье, посмотрите в Генплан. И если увидите рядом с домом дорогу, сделайте выводы. Мы все должны отвечать не только за себя, но и за свой город, любить его и беречь. Новый год - отличное время, чтобы эти желания исполнились.