Об особенностях этих сооружений и о роли института в освоении месторождений континентального шельфа рассказал д. т. н. Вячеслав Глаговский, первый заместитель генерального директора ВНИИГ.
План ГОЭЛРО
- Их несколько: гидравлические исследования, разработки, связанные со строительством бетонных, железобетонных и грунтовых сооружений, оснований и фундаментов, а также надёжность и безопасность эксплуатации гидроэнергетических объектов. Институт основан в 1921 году первоначально как мелиоративный. Позднее стал институтом гидротехники, участвовал в разработке плана ГОЭЛРО. Сейчас входит в состав энергетического холдинга «РусГидро».
АиФ-Петербург: - Значит, ВНИИГ принимал участие в строительстве крупнейших гидроэлектро-
станций?
- Да, для них мы проводили научные исследования. Объекты последних лет - Бурейская ГЭС на Дальнем Востоке, Ирганайская и Гоцатлинская ГЭС в Дагестане. Помимо гидроэнергетики институт работает для атомных и тепловых станций. Участвуем в проектировании фундаментов и железобетонных конструкций для строящихся АЭС - Ленинградской, Нововоронежской, Балтийской. Также ведём работу на действующих станциях. Мы не занимаемся ядерной энергетикой, наша часть - гидротехнические сооружения. Уже 25 лет принимаем участие в строительстве платформ для добычи газа и нефти на шельфе.
АиФ-Петербург: - Вы говорите об Арктике?
- В Арктике пока одна наша платформа. На Сахалине действует уже несколько, сооружённых с нашим участием. Крупные иностранные компании, которые строят их, привлекают к этому делу нас. На сахалинских платформах мы сотрудничали с американцами и норвежцами, осуществляли полный цикл - от разработки предпроектной документации до авторского надзора. Уже третья такая платформа построена в Находке. Технология следующая: опорное основание строится в сухом доке, потом буксируется на месторождение и затапливается, сверху наводится модуль, предназначенный для добычи нефти или газа. Там есть и нефтяные, и газовые платформы.
Испытание шельфом
АиФ-Петербург: - И каждая платформа не похожа на предыдущую?
- Да, разные конструкции, установленные на разных грунтах и глубинах. Соответственно, объект испытывает разные воздействия. Природа сахалинского шельфа - это тяжёлые ледовые и волновые нагрузки. Плюс сейсмика. В таких условиях почти не строят. Большинство существующих платформ работают в тёплых морях - в Мексиканском заливе, например. Такая комбинация непростых условий, как на нашем шельфе, - испытание для проектировщиков и строителей.
АиФ-Петербург: - Вы участвуете в строительстве Богучанской ГЭС. В чём её особенность?
- Там использована новая конструкция ступенчатого водосброса, разработанная с участием наших специалистов. Подобного масштаба водосброса в России ещё не применяли. При этом сама плотина грунтовая с асфальтобетонной диафрагмой. Таких мало. Богучанская ГЭС строится в суровых климатических условиях, поэтому использована наша технология производства диафрагмы - литой асфальтобетон, что принципиально отличается от общепринятой норвежской.
АиФ-Петербург: - Институт занимается и неэнергетическим строительством. В чём заключалось участие в возведении моста на остров Русский?
- Нашими специалистами был предложен вариант бетонирования ростверка опоры моста с применением самоуплотняющегося бетона. Такой способ вдвое сокращает время строительства ростверка. Для каждого сооружения разрабатываются свои составы бетона. Гидротехнический - одно. Для конструкций атомных станций - совсем другое. Там наряду с тяжёлыми бетонами используются особые составы сверхтяжёлых, которые применяются для реакторных отделений. Институт выпускает рекомендации по применению отдельных составов бетона, разрабатывает технологии бетонирования конструкций сооружений.