Отток иностранных брендов, начавшийся в конце февраля, особенно заметен в фэшн-индустрии. Российские модники лишились возможности свободной покупки любимых марок одежды и обуви и теперь судорожно ищут замену. Площади торговых центров начинают заполнять новые компании, однако происходит это крайне медленно. При этом число отечественных производителей среди новичков по-прежнему минимально – почему российские дизайнеры не используют свой шанс?
Дорогу нашим
«Раньше у меня было несколько любимых магазинов. Мы шли туда всем семейством и одевались по принципу «дешево и сердито». Сейчас два из них ушли с рынка, присматриваемся к новым производителям – но пока такого же качества за те же деньги найти не можем. Все-таки турецкие вещи не сравнимы в качестве со шведскими товарами. Российские же бренды даже не рассматриваем. Стоит зайти в любой бутик, где в названии значится фамилия отечественного дизайнера, – так выскакиваешь оттуда с выпученными глазами. Такое ощущение, что хотят продать одну вещь и окупить неделю аренды», – делится своими впечатлениями петербурженка Марина Никифорова, регулярно посещающая торговые центры Северной столицы в поисках одежды для троих детей.
Она, кстати, отмечает, что в последнее время в ТЦ стало попросторнее. Это подтверждает и статистика – в Петербурге упала посещаемость торговых центров. По сравнению с прошлым годом она снизилась на 9%. Такому результату поспособствовал уход зарубежных брендов. По оценкам замдиректора департамента услуг для арендаторов Nikoliers Виктории Горячевой, по итогам этого года пустовать могут 12−14% площадей. Это те точки, где ранее размещались иностранные фэшн-гиганты.
В целом, от ухода зарубежных брендов более всего пострадали как раз ТЦ в российских мегаполисах, говорит член президиума Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко:
Эксперт отмечает, что свободные площади занимают, в том числе, и наши российские бренды, которые уже не один год знакомы покупателям, например, Melon Fashion Group (он развивает четыре модных бренда – Zarina, befree, Love Republic, Sela). На пятки им наступают и относительно новые компании – магазины «Телеграф» и Slava (Magic Group), причем последний открывает целые универмаги с одеждой российских дизайнеров. Не отстают и китайцы, запустившие в Краснодарском крае свой монобренд спортивной одежды.
«Но это единичный случай, о котором не сильно «шумят», наверное, опасаясь вторичных санкций, – рассуждает Москаленко. – Кроме того, не думаю, что уход иностранных брендов произошел навсегда – считаю, что они вернутся под другой вывеской и, может, в турецком франчайзи, как это сделал Reebok. Кроме того, заказать иностранные марки можно и онлайн».
Сейчас российские производители чувствуют себя увереннее, чем до февральских событий. Отечественные монобренды начали себя активно показывать на выставках и в крупных ТЦ. Но сколько им потребуется времени для выхода на рынок и завоевания внимания покупателей? И, кроме того, можно ли считать бренд российским, если все производство находится в том же Китае?
Затмить не получится?
Проблема — поиск хороших тканей и фурнитуры, из которых можно было бы создать модную коллекцию. В России отсутствуют текстильные фабрики, которые производили бы ткани для потребительского рынка, поэтому все равно приходится заказывать за границей, говорит президент Союза производителей изделий легкой промышленности и создатель марки женской одежды Валентина Миронова:
Также нужно учитывать риски для бизнеса – ведь и расширить производство одежды, и, тем более, запустить его с нуля крайне сложно. Высокая стоимость аренды торговых и промышленных площадей, трудности с логистикой и другие проблемы увеличивают стоимость одежды, а значит, снижают конкурентоспособность. Выпускать дешевую, качественную и рассчитанную на массового потребителя одежду отечественный производитель просто не рискует. Некоторые товары российских дизайнеров и так переходили в сегмент мидл, а часть успела добраться до уровня премиум. Хотя потребители, конечно, хотят дешевле.
«Большое количество бюджетных и еще большее внебюджетных обязательных платежей, высокая арендная плата и многое другое не вселяют оптимизма в отношении открытия бизнеса. Одежда, как и еда, – это обеспечение жизнедеятельности человека. Это очень необходимая отрасль промышленности», – резюмирует Миронова.
Поддержка города
Власти пытаются поддержать отечественных производителей. Например, в этом году Модный дом Яниса Чамалиди получил заем Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. Власти Петербурга назвали это прекрасным примером взаимодействия бизнеса и города. Также для расширения площадей производства рассматривали возможность предоставления промышленной ипотеки от Фонда, но не сложилось.
Однако чтобы российские производители сумели массово занять освобождающиеся ниши, таких предприятий только в Северной столице должны быть десятки. А в масштабах страны – сотни. Лишь в этом случае в конкурентной борьбе выявятся те, кто способен предложить покупателю качественный и дешевый товар.
Комментарий: «Ищут эстетики»
Кандидат экономических наук, доцент НИУ ВШЭ Александр Скоробогатов:
Мнение эксперта: «Все хотят побыстрее»
Основатель и генеральный директор компании по производству «умных» купальников Ирина Рубинштейн:
Еще один важный фактор: доверие к рынку. В России все хотят окупить проект за 3–5 лет максимум. Просто невозможно рассчитывать на долгосрочные вложения. И привлечь инвесторов под постройку завода, например, весьма проблематично».
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.