Китай заменил Европу. Почему российские производители одежды упускают шанс

Даже, казалось бы, российские «бренды» часто оказываются выпущенными под заказ в Китае. © / Вероника Такмовцева / АиФ

Отток иностранных брендов, начавшийся в конце февраля, особенно заметен в фэшн-индустрии. Российские модники лишились возможности свободной покупки любимых марок одежды и обуви и теперь судорожно ищут замену. Площади торговых центров начинают заполнять новые компании, однако происходит это крайне медленно. При этом число отечественных производителей среди новичков по-прежнему минимально – почему российские дизайнеры не используют свой шанс?

   
   

Дорогу нашим

«Раньше у меня было несколько любимых магазинов. Мы шли туда всем семейством и одевались по принципу «дешево и сердито». Сейчас два из них ушли с рынка, присматриваемся к новым производителям – но пока такого же качества за те же деньги найти не можем. Все-таки турецкие вещи не сравнимы в качестве со шведскими товарами. Российские же бренды даже не рассматриваем. Стоит зайти в любой бутик, где в названии значится фамилия отечественного дизайнера, – так выскакиваешь оттуда с выпученными глазами. Такое ощущение, что хотят продать одну вещь и окупить неделю аренды», – делится своими впечатлениями петербурженка Марина Никифорова, регулярно посещающая торговые центры Северной столицы в поисках одежды для троих детей.

Она, кстати, отмечает, что в последнее время в ТЦ стало попросторнее. Это подтверждает и статистика – в Петербурге упала посещаемость торговых центров. По сравнению с прошлым годом она снизилась на 9%. Такому результату поспособствовал уход зарубежных брендов. По оценкам замдиректора департамента услуг для арендаторов Nikoliers Виктории Горячевой, по итогам этого года пустовать могут 12−14% площадей. Это те точки, где ранее размещались иностранные фэшн-гиганты.

В целом, от ухода зарубежных брендов более всего пострадали как раз ТЦ в российских мегаполисах, говорит член президиума Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко:

«В стране около 2000 качественных торговых центров (то есть площадью от 25 тыс. кв. м, где есть крупные продуктовые гипермаркеты, кинотеатры и детские зоны. – Прим. ред.), где до 30% было занято западными брендами. Сейчас арендаторы будут изменяться, а площади заполняться. Весь процесс займет до 2 лет».

Эксперт отмечает, что свободные площади занимают, в том числе, и наши российские бренды, которые уже не один год знакомы покупателям, например, Melon Fashion Group (он развивает четыре модных бренда – Zarina, befree, Love Republic, Sela). На пятки им наступают и относительно новые компании – магазины «Телеграф» и Slava (Magic Group), причем последний открывает целые универмаги с одеждой российских дизайнеров. Не отстают и китайцы, запустившие в Краснодарском крае свой монобренд спортивной одежды.

«Но это единичный случай, о котором не сильно «шумят», наверное, опасаясь вторичных санкций, – рассуждает Москаленко. – Кроме того, не думаю, что уход иностранных брендов произошел навсегда – считаю, что они вернутся под другой вывеской и, может, в турецком франчайзи, как это сделал Reebok. Кроме того, заказать иностранные марки можно и онлайн».

   
   

Сейчас российские производители чувствуют себя увереннее, чем до февральских событий. Отечественные монобренды начали себя активно показывать на выставках и в крупных ТЦ. Но сколько им потребуется времени для выхода на рынок и завоевания внимания покупателей? И, кроме того, можно ли считать бренд российским, если все производство находится в том же Китае?

Затмить не получится?

Проблема — поиск хороших тканей и фурнитуры, из которых можно было бы создать модную коллекцию. В России отсутствуют текстильные фабрики, которые производили бы ткани для потребительского рынка, поэтому все равно приходится заказывать за границей, говорит президент Союза производителей изделий легкой промышленности и создатель марки женской одежды Валентина Миронова:

«Раньше это была Европа, немного Китай, а теперь Турция и Китай. В этих странах очень хорошо развита текстильная промышленность. Ткани выпускаются в полном ассортименте и по составу сырья, и по соответствию модным тенденциям».

Также нужно учитывать риски для бизнеса – ведь и расширить производство одежды, и, тем более, запустить его с нуля крайне сложно. Высокая стоимость аренды торговых и промышленных площадей, трудности с логистикой и другие проблемы увеличивают стоимость одежды, а значит, снижают конкурентоспособность. Выпускать дешевую, качественную и рассчитанную на массового потребителя одежду отечественный производитель просто не рискует. Некоторые товары российских дизайнеров и так переходили в сегмент мидл, а часть успела добраться до уровня премиум. Хотя потребители, конечно, хотят дешевле.

«Большое количество бюджетных и еще большее внебюджетных обязательных платежей, высокая арендная плата и многое другое не вселяют оптимизма в отношении открытия бизнеса. Одежда, как и еда, – это обеспечение жизнедеятельности человека. Это очень необходимая отрасль промышленности», – резюмирует Миронова.

Поддержка города

Власти пытаются поддержать отечественных производителей. Например, в этом году Модный дом Яниса Чамалиди получил заем Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. Власти Петербурга назвали это прекрасным примером взаимодействия бизнеса и города. Также для расширения площадей производства рассматривали возможность предоставления промышленной ипотеки от Фонда, но не сложилось.

«Мы больше 20 лет создаем вещи, наше предприятие работает в премиум-сегменте и совместно с Петербургом мы хотим создать проект, которым будет гордиться вся Россия, – рассказал креативный директор и основатель модного дома Янис Чамалиди. – У нас имиджеобразующее предприятие, которое принимает участие во всех главных событиях города. Кроме того, мы создаем рабочие места (у нас работает 61 человек), делаем немалые отчисления в бюджет Петербурга».

Однако чтобы российские производители сумели массово занять освобождающиеся ниши, таких предприятий только в Северной столице должны быть десятки. А в масштабах страны – сотни. Лишь в этом случае в конкурентной борьбе выявятся те, кто способен предложить покупателю качественный и дешевый товар.

Комментарий: «Ищут эстетики»

Кандидат экономических наук, доцент НИУ ВШЭ Александр Скоробогатов:

«В наше время одежда выполняет больше эстетическую функцию – потребителю важно выглядеть модным и красивым. И платит он именно за эти ощущения. Российские производители могут сшить что угодно, но они не так популярны, потому что их бренд неизвестный. Поэтому отечественным компаниям нужно создать свою мифологию, чтобы заполучить внимание потребителя. Сделать это быстро не получится. С уходом мировых брендов русским людям все еще есть, что носить, – в наших ТЦ дефицита одежды и обуви не наблюдается, поэтому удовлетворить первичную потребность человека, то есть дать ему вещи, чтобы он мог укрыться от мороза и солнца, компании могут. Другой вопрос в том, что народ привык к одежде определенных брендов. Это как раз ключевая проблема импортозамещения, когда речь идет о потребительском рынке – у наших товаров нет той раскрученности, славы.

Мнение эксперта: «Все хотят побыстрее»

Основатель и генеральный директор компании по производству «умных» купальников Ирина Рубинштейн:

«В России множество достойных брендов, но они не смогут за несколько месяцев заменить ту же Zara. В конце концов, даже его основатель Амансио Ортега признает, что сейчас не смог бы повторить свой успех. Ткани, нитки, фурнитура – российские бренды вынуждены все закупать за границей. Ортега же поддерживал испанских ремесленников, скупая за копейки у местных мастеров ткани, кожу и фурнитуру. У нас просто не существует своего сырьевого ресурса. И несколько связанных бабушками вручную свитеров не решат глобальных запросов рынка.

Еще один важный фактор: доверие к рынку. В России все хотят окупить проект за 3–5 лет максимум. Просто невозможно рассчитывать на долгосрочные вложения. И привлечь инвесторов под постройку завода, например, весьма проблематично».

Кстати. Уйдем в онлайн?
Торговые площади пустуют, но пока предпосылок к тому, что мы все перейдем на онлайн-покупки, нет. Эксперты отмечают, что интернет-торговля занимает лишь 10% российского рынка. Для наших соотечественников свойственно ходить по магазинам, это некий элемент социальной жизни, поэтому ждать массового закрытия молов не приходится. В нашей стране онлайн-торговля только в процессе становления, и в этом ей помог локдаун. До объемов Китая нам еще очень далеко.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.