«Продали вместе со мной»
Софья Сигалова уже два года борется с людьми, которые продали её вместе с двухкомнатной квартирой и мебелью. Причём об этом факте женщина узнала совершенно случайно.
- Квартира принадлежит моему отцу, но я была в ней прописана, как и бывший муж. Мы прожили вместе 20 лет, но разошлись из-за его пристрастия к выпивке. Во время его очередного «загула» я уехала к родственникам - именно тогда его и «обработали». В апреле 2013 года я узнала, что в октябре 2012-го квартира была продана по генеральной доверенности. Якобы мой отец оформил её на бывшего мужа. Хотя папа его терпеть не мог. Да и в то время, когда был оформлен документ, лечился в Нижегородской области, о чём есть данные в медицинской карте и свидетельства врачей. Мы тут же с ним обратились в РУВД и прокуратуру, на квартиру наложили ограничения. Но в мае её снова продали - вместе со мной и моими вещами.
По словам женщины, в истории много тёмных пятен. Так, в журнале у нотариуса, который оформлял доверенность, стоит роспись, как у её отца, но нет фамилии, имени, отчества и данных паспорта. Заплатили за квартиру в 64 кв. метра, с ремонтом, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Парк Победы» всего 990 тысяч рублей. Хотя реальная стоимость 7-8 миллионов.
- Первоначально квартиру купила некто Травникова, которая работала риелтором в агентстве. На суды она не являлась и встреч со мной избегала, - говорит Софья. - Второй раз купил сосед сверху. А бывший муж исчез. Потом объявился и рассказал, что его на месяц поместили в психиатрическую больницу. В суд он боится идти, а про сделку помнит смутно, был слишком пьян. Расписки, что он получил деньги, ни у кого нет. Но очевидно, что они до него и не дошли, так как он снимает где-то комнату. Ясно, что люди воспользовались его невменяемым состоянием. А в результате я оказалась на улице. У нас уже прошло 7 судов, 18 февраля будет новый. Я не знаю, как вытащить мужа в суд, чтобы он рассказал правду, не знаю, как вернуть себе свою квартиру. Мне и в голову не могло прийти, что можно оказаться в такой страшной ситуации. Причём в полиции отказали в возбуждении уголовного дела, особо ничего и не проверив. А в следственном комитете сказали, что из-за отказа тоже не могут его взять, надо идти в прокуратуру. Ходим с отцом по кругу.
Жизнь или жильё?
Алевтина Светлова, жительница Васильевского острова, тоже столкнулась с чёрными риелторами. Они вынуждали 67-летнюю женщину продать две комнаты в коммуналке за 1 миллион рублей.
- Когда я отказалась, стали запугивать и подселили двух алкашей, - вспоминает пенсионерка. - Они угрожали, буянили днём и ночью. Я обращалась в полицию, администрацию района и к депутатам. А что толку? Участковый провёл беседу, после чего соседи залили мне замок клеем и пообещали сжить со свету. Тогда я попросила о помощи дальних родственников из Краснодара. Они приехали и помогли продать комнаты за 4,8 миллиона рублей и купить другую квартиру. Так и спаслась, а то довели бы до инсульта и прибрали комнаты к рукам.
Обычно жертвами чёрных риелторов становятся уязвимые категории людей: одинокие инвалиды, пенсионеры, сироты, люди с психическими заболеваниями и ведущие асоциальный образ жизни. По словам Юрия Яшкова, руководителя отдела по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу, чаще всего работает группа лиц.
- Туда могут входить и риелторы, и участковые, и нотариусы. Одни находят информацию, другие - втираются в доверие к хозяевам, подделывают документы, оформляют жильё на себя и т. д. Схем много. Был случай, когда врач-психиатр попросил пациентку подписать чистые листы, на которых потом напечатал догоров купли-продажи и она лишилась квартиры в Приморском районе. Или когда участковый присваивал квартиры умерших одиноких пенсионеров.
Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону. Собственников стали меньше убивать, а мошенники всё чаще попадаются.
- В 2014 году были направлены в суд и осуждены несколько организованных групп, - говорит следователь. - Люди получили большие сроки, а лидеры наиболее опасных преступных сообществ, в которых убийства были поставлены на поток - пожизненное заключение. С 2011 года осуждены участники нескольких крупных групп, на совести которых более 40 случаев обмана и десятки убийств. Конечно, доказать мошенничество сложно. Часто люди сами подписывают документы, поддавшись на угрозы или обещания. Тут всё в руках родственников: когда у человека вдруг появились друзья, которые его спаивают, надо насторожиться. А если есть подозрение, что квартиру пытаются отобрать или уже отняли, следует обратиться в РУВД по месту жительства либо следственный комитет. Сложнее, если люди одинокие. К сожалению, проблема вряд ли исчезнет. Когда мошенники видят алкоголика, который владеет 5 млн рублей, соблазн обмануть его велик.
К слову, с января в Петербурге вступил в силу закон о пожизненной ренте для одиноких людей старше 75 лет. Завещая городу квартиру, они получат единовременную выплату в 10% от стоимости жилья. А также ежемесячные денежные выплаты в размере 16 тысяч рублей.
Новая модель защиты граждан
Андрей Анохин, зампредседателя комиссии по вопросам правопорядка и законности ЗакСа:
Что ни сделка, то - обман
Сергей Слободянюк, председатель комитета Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленобласти по правовым вопросам:
- У нас по Красносельскому и Кировскому районам около 50 квартир, чьи хозяева не знают, что уже не собственники. Уголовное дело было, чёрных риелторов посадили на 10-12 лет. Но они-то выйдут, а собственниками квартир так и останутся. Начнут выселять стариков.
Также появилась проблема с чёрными агентами. Они плохо подготовлены либо думают только о выгоде, в результате - что ни сделка, то обман. Например, риелтор, работающий на себя, говорит, что его комиссия - 50 тысяч рублей. А затем клиент узнаёт, что покупатель заплатил на 100-150 тысяч больше. И разницу взял себе именно агент.
Нередко сами граждане, пытаясь сэкономить, обращаются к каким-то знакомым без опыта и знаний. Но это очень рискованно. Например, на квартиру был наложен арест или продавец взял деньги, но расписку не дал и не выселяется. У людей большие проблемы, потому что чёрный агент не проверил информацию или плохо вёл сделку. Лучше идти официальным путём с заключением договора, проверять агентства, их сертификаты. Читать отзывы в Сети и всю информацию о компании заранее. Если возникли подозрения, то советоваться с юристами других компаний. В Интернете многие агентства бесплатно консультируют и отвечают на вопросы.
Благотворительный концлагерь
Преступники, отнимающие собственность у людей, часто действуют очень цинично. Их не останавливают ни состояние здоровья человека, ни его материальное положение, ни тот факт, что он окажется на улице без жилья.
На хлебе и воде
Несколько лет назад стало известно об особо жестокой группе чёрных риелторов, которые совершали свои преступления под прикрытием благотворительной организации. Подробности поразили даже видавших всякое следователей, ведь беззащитных стариков, у которых отняли квартиры, помещали практически в концлагерь. Некий частный фонд «Благодарение» якобы организовал приют для пожилых одиноких людей из Петербурга. Им обещали заботу, постоянный уход, медицинскую помощь и достойную старость в обмен на квартиры. После подписания бумаг доверчивых пенсионеров вывозили в деревянный двухкомнатный барак в районе посёлка Осьмино Лужского района. Несколько месяцев 20 человек, в том числе и инвалиды, выживали в этом месте. Их изредка кормили чёрствым хлебом и водой, укладывали спать на голый пол, очевидно, в надежде уморить. А затем и вовсе перевезли в лес и оставили жить в палатках.
Из-за невыносимых условий трое пожилых людей скончались. В ситуацию вмешалась полиция, когда местные жители подняли тревогу и потребовали от властей спасти несчастных пленников «благотворительного фонда». Вскрылось, что организацию возглавляла ранее судимая за мошенничество Наталья Лукашина, 40-летняя жительница Петербурга. Она тут же скрылась в неизвестном направлении. В то же время выяснилось, что в Толмачёво, Тарковичах, Мшинском и Осьмино проживали и другие петербуржцы, выселенные из города в результате квартирных махинаций. Они получили взамен хибары без окон, дверей и мебели.
Наконец-то взяли
Нередко злоумышленники организовывают целые агентства недвижимости, чтобы удобнее было искать и оформлять на себя квартиры. Так, в прошлом году осудили шесть человек из несуществующего агентства, которые обманом и угрозами заставляли алкоголиков и одиноких пожилых петербуржцев подписывать документы на отчуждение своей собственности. Тех, кто сопротивлялся, нередко убивали. За несколько лет банда продала больше 15 квартир, заработав около 50 миллионов рублей. Причём некоторые члены банды сумели скрыться от правосудия и были объявлены в федеральный розыск. Нередко в такие организованные группы входят и представители правоохранительных органов. В 2013 году были задержаны сразу пять сотрудников УМВД России по Василеостровскому району, в том числе начальник районного угрозыска и глава отдела полиции, по подозрению в попытке завладеть квартирой местного жителя. В мае прошлого года один из участковых Кировского района Петербурга оказался причастен к серии мошенничеств с жильём социально незащищённых граждан.
В июле под следствием по аналогичному обвинению оказался уже старший следователь Приморского района. Эксперты опасаются, что из-за кризиса и возможных экономических неурядиц количество афер с жильём будет только расти. Утешает лишь то, что преступников в конце концов находят. Рано или поздно, уверяют следователи, мошенники попадаются. Например, в прошлом году поймали лжериелтора, которая скрывалась от правосудия восемь лет. Теперь её ждёт заслуженное наказание.