Олимпийский ГОСТ. Петербуржцы выработали строительный стандарт в Сочи

Тогда одни убеждали в непременном успехе всех сочинских начинаний, а другие - сулили позорный провал.

   
   

Коварные объекты

Сочи был назван столицей зимних Олимпийских игр почти 10 лет назад. После этого был принят специальный федеральный закон. Он касался не только (и не столько) олимпийских объектов, сколько развития Сочи в целом. Лишь 30 объектов из 206 были непосредственно связаны с проведением соревнований, а 176 - были предназначены для развития горноклиматического курорта. Компании, взявшие на себя обязательства, столкнулись с очень серьёзными трудностями. Первым всю тяжесть стоящей перед ним задачи почувствовал «Газпром». Ему были отданы самые коварные с точки зрения антипиара и сложные в инженерном отношении объекты. Суровая практика жизни подсказывала: без новых нестандартных решений - в том числе кадровых - с объектами будет не справиться. Так как ситуация в Сочи оказалась хуже, чем предполагалось изначально. В новом комплексе должны были появиться современные гостиничные объекты, стадионы и 15 километров горнолыжных трасс разного уровня сложности. А также один из важнейших транспортных объектов - пятикилометровая канатка, соединяющая лыжно-биатлонный комплекс с транспортным хабом Альпика-сервис, куда должен был приходить скоростной электропоезд из аэропорта. Кроме того, предстояло курировать строительство крупнейших в то время объектов энергетического обеспечения Сочи - Адлерской ТЭС и газопровода «Джубга - Лазаревское - Сочи».

- Для решения сложных задач нужны были особые специалисты, с имиджем человека, которому можно поручить «задачи любой сложности». Именно поэтому «Газпром социнвест» в 2007 году привлёк Бориса Пайкина, - приводит пример Алексей Бардин, бизнес-аналитик, член Национальной ассоциации девелоперов. - В своё время при нём сдвинулось с мёртвой точки строительство знаменитого питерского долгостроя - дамбы через залив, - объясняет Бардин. - К тому времени он хорошо зарекомендовал себя в Госстрое РФ (в Петербурге) в период подготовки к 300-летию Северной столицы.

- Главное в такой работе - собрать компетентную команду, готовую трудиться с утра до ночи, невзирая на условия, и иметь возможность решать возникающие вопросы на самом высоком уровне, тогда стройка не будет останавливаться, - признаётся сегодня Борис Пайкин. - А в том, что придётся выдержать настоящую битву, я убедился ещё в тот момент, когда проводились первые изыскания на будущих объектах и строились вспомогательные сооружения.

Кстати, для решения сложных задач и команда, и необходимые «высокие» связи у стратега были ещё с тех самых времён, когда губернатором Петербурга был Анатолий Собчак.

Высшая категория сложности

Строительство непосредственно горных объектов сразу столкнулось с большими трудностями. Все объекты для проектирования и строительства горного кластера Олимпиады оказались расположены на особо охраняемых природных территориях. Сооружения верхней «площадки Псехако» - в Сочинском национальном парке, а нижней «площадки Лаура» - в охранной зоне Кавказского заповедника и буферной зоне объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ». И предстояло не только строительство, но и вырубка трасс, прокладка различных систем - оснежения, роллерной трассы, освещения, стрельбища...

Эксперты строительной отрасли отмечают, что для петербургского девелопмента решать подобные задачи было не впервой. Ведь в городе на Неве всегда было важно учитывать исторические и охранные зоны, создавая современную инфраструктуру. Возможно, благодаря этому и удалось в конечном счёте создать в Сочи уникальный объект высшей, то есть пятой, категории сложности (он не имеет аналогов в отечественной практике). Сами горные условия требовали специальных противооползневых мер, снегозадержания. Нужна была оценка опасности различных геологических процессов, которая позволила бы разработать инженерную защиту объекта... А первоначальная оценка стоимости объекта, которая была сделана ещё до его проектирования, оказалась серьёзно занижена.

   
   

Чтобы уберечь окружающую среду, пришлось разработать уникальный проект, объединивший трассы для лыжных гонок и соревнований по биатлону. Более того, это совмещение функций позволило сэкономить более 30 миллиардов рублей.

Сегодня очевидно, что принятое решение было абсолютно правильным. Причем не только с точки зрения удобства проведения Олимпиады. Благодаря этому в России появился первый и единственный среднегорный биатлонный комплекс мирового уровня, где можно жить и тренироваться на одной высоте, в одних оптимальных для данного вида спорта климатических условиях. Эти преимущества оценили не только спортсмены. Кластер, как и планировалось, оказался всесезонным. Наполненность созданных комплексов 70-100% и зимой, и летом.

Фото: www.globallookpress.com

Национальный стандарт

Сооружение объектов сочинской Олимпиады позволило сформировать в строительном комплексе России новую профессиональную среду, которой теперь под силу осуществлять проекты любой степени сложности. Десять лет назад на такого рода эффект никто не рассчитывал.

Впоследствии стало очевидно, что опредёленные сложности и нападки, которые были тогда на слуху, явно оказались инспирированы по заранее составленному плану и графику (аналогичные примеры из истории сооружения объектов в Рио-де-Жанейро тому подтверждение).

Сегодня в быстрой окупаемости большинства сооружений уже почти никто не сомневается.

- Сочи стал катализатором к внедрению совершенно новых принципов строительства, разработки новых корпоративных стандартов, которые вполне можно именовать «олимпийским ГОСТом», - говорит Вячеслав Курченко, главный инженер проекта Комплексной мастерской ОАО «Кубаньводпроект». - Это своеобразное сочетание экономичности, экологичности, высокого качества работ, резкое сокращение потребления энергетических ресурсов... Этот новый национальный стандарт впоследствии оформился в специальный ГОСТ Р 54694–2012 - первый такого рода в России и соответствующий мировым показателям.

Масштабное строительство заняло четыре года. В результате в комплексе к уже стоящему на Псехако пятизвёздочному «Гранд Отель Поляна» появились уникальный совмещённый лыжно-биатлонный автономный комплекс мирового класса. Теперь всё это представляет собой место отдыха современной российской элиты и эпицентр активной светской жизни. Лучшие представители российского сообщества тянутся сюда ничуть не меньше, чем в своё время в Куршавель и на иные европейские пафосные курорты. Это место притяжения россиян вообще. И тот факт, что неподалёку расположены правительственные резиденции, ничуть не мешает новому горному кластеру обеспечивать отдых и необходимый комфорт уже сотням тысяч российских туристов.

Фото: Из личного архива

Смотрите также: