Федеральные власти одобрили приобретение «Татнефтью» российских активов финской компании Nokian Tyres.
Таким образом, одни из самых популярных автомобильных шин в России, которые выпускаются на заводе во Всеволожске, отныне будут производить под контролем российской нефтяной компании из Татарстана.
Эксперты считают, что такой «перехват» управления над западными активами пойдет на пользу нашей стране.
Работали на мировом уровне
Завод во Всеволожске был открыт в начале 2005 года и стал крупнейшим предприятием по производству шин в России. Его мощность - порядка 17 млн шин в год, что составляет примерно 40% от потребностей российского рынка. Впрочем, лишь 20% продукции завода продавались внутри страны, остальное шло на экспорт, прежде всего в Евросоюз (что говорит о высоком качестве выпускаемых изделий). При этом в России шины, произведенные под брендами Nokian Tyres также пользовались популярностью, стабильно занимая первое-второе место в рейтинге самых продаваемых внутри страны. И это при сравнительно высокой стоимости.
Для самой финской компании Nokian Tyres, чья история некогда началась с производства знаменитых сотовых телефонов Nokia, завод в Ленобласти был основным активом. В России финны выпускали 80% всей своей продукции, и поэтому решение об уходе из нашей страны после начала СВО далось компании с большим трудом. Еще в марте прошлого года старший вице-президент по коммуникациям и связям с инвесторами Nokian Пяйви Антола заявлял, что завод во Всеволожске продолжит свою работу.
Отобрать преференции
Однако после того, как антироссийские санкции заработали в полную силу, и граница для экспорта произведенных в нашей стране товаров фактически была закрыта, финским предпринимателям пришлось поменять свою позицию - в июне появилось официальное сообщение о том, что «совет директоров Nokian Tyres принял решение о контролируемом уходе с российского рынка».
Речь пошла о продаже активов предприятия, и к осени стало известно имя предполагаемого покупателя - компания «Татнефть». Сделка по покупке российских активов финского предприятия включала и завод во Всеволожске под Петербургом. Сумма, которую хотели выручить владельцы предприятия, составляла приблизительно 400 млн евро.
Однако переговоры шли тяжело. Так губернатор Ленобласти Александр Дрозденко однажды даже в сердцах назвал позицию финских владельцев «антироссийской», и пригрозил, что если так будет продолжаться дальше, то власти региона отзовут все субсидии, которые ранее предоставлялись предприятию, и потребуют дать отчёт за полученные долгосрочные преференции.
В середине марта стало известно, что сделка близится к финалу. Соглашение о продаже активов одобрила правительственная комиссия России по контролю за иностранными инвестициями.
Как сообщает ТАСС, предварительная стоимость сделки - 286 млн евро. В Nokian Tyres объяснили снижение цены тем, что на стоимость «повлияют корректировки чистых денежных средств и оборотного капитала, а также изменения обменного курса рубля к евро».
Что будет дальше?
- Думаю, что такой перехват контроля над продвинутым западным предприятием пойдет на пользу не только самой «Татнефти», но и всей российской экономике. Кроме социально-экономических последствий (сохранение рабочих мест, налоговых отчислений и так далее) мы получим также технологии производства шин, которых у собственно российских предприятий пока не было. Ведь финны долгое время вкладывались в развитие предприятия, проинвестировали немало средств. И технологии - это важно.
Другое дело, что надо понимать - прежние объемы производства сохранить скорее всего не получится. Львиная доля продукции шла на экспорт, прежде всего в Евросоюз, и перенаправить все эти объемы на внутренний рынок будет сложно. Скорее всего, часть производственных линий все-таки придется законсервировать. Но в любом случае, это наиболее оптимальный вариант развития ситуации из тех, что были возможны, - считает кандидат экономических наук, доцент НИУ ВШЭ в Петербурге Иван Котляров.
Всего на предприятии действовало 14 производственных линий. Власти Ленинградской области надеются, что предприятие полноценно заработает к концу лета 2023 года.
«Запуск производства – дело сложное. Для нас очень важно, чтобы предприятие заработало хотя бы на проектную мощность во втором квартале следующего года», - обозначил перспективы глава региона Александр Дрозденко.