В тришкином кафтане. Почему мы никак не добьемся безбедной старости

Сегодня у государства в приоритете оборона, полиция и другие, безусловно, необходимые вещи. Но пенсионеров в этом списке вообще нет. © / Александр Фирсов / АиФ

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы в России была принята в 2012 году и рассчитана до 2030 года. Сегодня, когда мы находимся на середине пути, эксперты признали, что положение пенсионеров даже ухудшилось, а сама реформа напоминает тришкин кафтан, который вот-вот порвется. Почему идею безбедной старости так сложно воплотить в жизнь и можно ли это сделать без участия государства, «АиФ» разбирался вместе с экспертами.

   
   

Потеряли 10 триллионов

Сегодня в существование инопланетян верят 36% россиян, а в государственную пенсию всего 22% (среди обеспеченных людей 13%). Почему же встреча с марсианами нам кажется более реальной, чем возможность достойно жить на пенсию? Одна из причин - нестабильность и постоянные реформы пенсионной системы, которые не приводят к улучшению.

Житель Ленинградской области Алексей Горюков - новоиспеченный пенсионер, выплаты которому назначили с учетом всех последних реформ. Алексей Жоржович родился в 1959 году и оказался в первой очереди тех, кого затрагивает повышение пенсионного возраста. По старым нормам он должен был выйти на заслуженный отдых в 2019 году, но новый закон отсрочил пенсию на 6 месяцев.

«В России я работал ведущим инженером, был заместителем начальника отдела на заводе - общий трудовой стаж - 19 лет, - рассказывает Алексей Горюков. - Еще 4,5 года стажа я потерял, трудясь в одной из частных организаций - как выяснилось, они просто не платили за меня взносы в ПФР, и эти годы мне не засчитали. Сегодня моя пенсия составляет 10 359 руб. (7359 + социальная доплата). Также 12 лет я проработал в Белоруссии, там тоже попал под реформу и буду иметь право на пенсию с 63 лет. К сожалению, ответить на вопрос «как прожить на пенсию» я могу лишь матерными словами. Спасает собственный огород».

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Если бы не реформа, то петербурженка Елена Яковлева вышла бы на пенсию в этом году, но теперь получит удостоверение только в 2024-м.

«Мой трудовой стаж на данный момент составляет 37 лет, какой будет пенсия - я пока не знаю, счастье, если выйдет 17 тысяч рублей, - говорит Елена. - Кого ни спрашивала из новых пенсионеров - все получают копейки. На одну госпенсию жить не рассчитываю, только половина суммы уйдет на оплату ЖКУ (в марте пришла квитанция на 7500 руб., в апреле - 5805 руб., в квартире проживает один человек). Надеюсь, что буду работать до последнего».

Таким образом, по самым примерным подсчетам (если взять среднюю пенсию по Петербургу без учета ежегодных индексаций), Елена из-за реформы недополучит 622 тысячи рублей. Всего, по подсчетам доктора экономических наук Игоря Николаева, россияне из-за позднего выхода на заслуженный отдых потеряют 10 триллионов рублей.

   
   

Поступили жестче всех

Главный финансовый уполномоченный, к. э. н. Юрий Воронин считает, что основной вызов, с которым сегодня столкнулась пенсионная система, - трансформации на рынке труда. И, в частности, отсутствие роста фонда заработной платы, что необходимо для нормального функционирования именно солидарно-распределительной системы. Таким образом маленькие зарплаты влекут за собой такие же мизерные страховые отчисления и, соответственно, пенсии. Старение населения - не основная причина кризиса, и попытка повышения пенсионного возраста не устранит главные «источники болезни».

«Это не увеличит производительность труда и фонд оплаты, не остановит объективный процесс старения населения, - уверен Воронин. - Кроме того, пенсионный возраст невозможно повышать до бесконечности. Рано или поздно настанет физиологический предел, при котором период выплаты будет настолько низок, что пенсия просто станет неинтересна для работников, как способ защиты. То, что было сделано в России, - было сделано на скорую руку. Мы поступили жестче всех других стран, которые повысили пенсионный возраст. В отличие от них мы не ввели возможность пропорционального снижения пенсионного возраста в обмен на уменьшение размера пенсии, что сделали абсолютно все. Придерживаться и дальше такой политики невозможно. Нужно либо возвращаться к старой оценке трудоспособности, либо вообще отказываться от пенсионного возраста и заменять пенсии по старости на пенсии по инвалидности, стажу и прочее».

При этом от солидарно-распределительной системы России отказываться нельзя, считает эксперт. Альтернативные варианты только увеличат проблему бедности. Необходима модернизация в соответствии с теми вызовами на рынке труда, с которыми мы сегодня столкнулись.

Нашим людям нечего откладывать

Пенсионная система зародилась в Германии в 1889 году, когда канцлер Отто фон Бисмарк объявил страну социальным государством, берущим на себя функцию обеспечения пенсией по старости. Кому из стран удается выполнять социальные обязательства сегодня?

«Идею Бисмарка удалось воплотить в жизнь во всех скандинавских странах; в самой Германии; как ни странно - в Испании, где пенсия превышает 1000 евро (почти 91 000 руб.), а старики нередко содержат безработную молодежь, - говорит доктор социологических наук, профессор Юрий Веселов.

В то же время мы знаем страны, в которых ставка сделана на индивидуальную ответственность пенсионера, а государственная часть пенсии минимальна - как, например, в Англии. Россия находится между двумя этими полюсами. Согласно Конституции, Россия - социальное государство, но уровень пенсий при этом довольно низкий, и средняя выплата по стране едва дотягивает до 180 евро. При этом цены на продукты питания и лекарства у нас не ниже, чем во многих странах Европы. К слову, в советское время пенсионная система работала гораздо лучше. И пока все дети мечтали быть космонавтами, лично я хотел стать ленинградским пенсионером, потому что видел, как хорошо живут мои бабушки. Они получали пенсию в 80 руб. при средней зарплате в 120 и были вполне довольны. В деревне, конечно, была другая ситуация. Однако пенсионная система в СССР держалась на ответственности младших поколений перед старшими, в 1990-е это рухнуло, и все сложили с себя обязательства по отношению к старикам. Сегодня у государства в приоритете оборона, полиция и другие, безусловно, необходимые вещи. Но пенсионеров в этом списке вообще нет. Всевозможные ежегодные повышения сути не меняют - индексация идет от изначально низкой базы. При этом деньги в стране на пенсии есть. У нас шестая экономика в мире, бюджет Москвы равен нью-йоркскому, казна Петербурга почти в 2,5 раза превышает доходы Барселоны.

Ситуацию могло бы спасти развитие частных и корпоративных фондов. Не хочешь надеяться только на государство - вот тебе возможность копить на старость от завода. Пока эта система не развита. Что делать? По данным опросов, более 60% россиян не имеют никаких сбережений - откладывать на старость им нечего. Остается надежда на детей и возможность распоряжаться имеющимся имуществом, который многие как капитал вообще не оценивают. Например, дорогую квартиру в центре Петербурга можно продать и перебраться за город. Такой дауншифтинг на пенсии. Но у нас привычки к этому нет. Мы не рассчитываем, не планируем, и старость у нас наступает так же внезапно, как и снег зимой».

Постоянные реформы

Заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская: «Более 8 лет прошло со времени принятия Стратегии долгосрочного развития пенсионной реформы, но поставленных задач мы не добились. Часть решений до сих пор не реализована, одновременно приняты другие, не представленные в документе или даже противоречащие ему. Так, например, Стратегия не предусматривала повышения пенсионного возраста, которое началось с 2019 года, прекращения индексации пенсий работающим пенсионерам, а также заморозку накопительной части. Более того, существенная часть положений Стратегии связана как раз с повышением эффективности накопительной части, что должно было обеспечить приемлемый уровень пенсии для среднего класса.

В итоге сегодняшнее состояние пенсионной системы далеко от намеченных ориентиров. Реальный размер назначенных пенсий не только не рос, но, в связи с кризисом 2014 года, несколько лет мы наблюдали его падение. Отношение среднего размера пенсии к величине прожиточного минимума сегодня ниже того уровня, который был на момент принятия Стратегии. Нет системного взгляда на развитие пенсионной системы в целом, а есть лишь набор решений. В итоге мы рискуем получить тришкин кафтан, который будет постоянно рваться в слабых местах и требовать мелкой починки. Говорить об устойчивости в этой ситуации не приходится».