Ожившее прошлое

   
   

8 сентября исполняется 70 лет со дня начала блокады Ленинграда. Это было самое страшное испытание для нашего города. 872 дня ленинградцы мужественно переносили голод, холод, артобстрелы. За время блокады, по разным данным, погибло до 1,2 миллиона гражданского населения. И лишь 3% - во время бомбёжек, остальные умерли от голода...

Незаметный оператор

Юрию Иванову было 8 лет, когда фашисты подступили к Ленинграду.

- До войны любил бегать по улицам от реки Карповки до Тучкова моста, - вспоминает сегодня Юрий Фёдорович. - Помню, как по проспектам ездили извозчики и пролётки, первые такси БМВ, которые страшно трещали. Потом - блокада. Мы с мамой целыми днями пропадали в районе Новой Деревни. Мама рыла окопы, я находился рядом с ней.

Один случай запомнил особенно. Горело здание книжной базы «Союзопткниготорга». Здесь бухгалтером работала мама Юрия Фёдоровича.

- В этом здании я практически вырос и был своим, - говорит он. - Не ясно, из-за чего случился пожар, но горели все 5 этажей. Пожарные приехали, но даже не стали тушить огонь. Видимо, понимали, что невозможно погасить пламя в здании, где находятся тысячи книг. Помню, как со страшным шумом и искрами до неба обвалился пятый этаж. Я заметил, что к месту происшествия подъехал незаметный зелёный пикап, в кузове которого стоял оператор и крутил ручку кинокамеры. Он находился к пожару ближе, чем пожарные. Меня тогда поразило его бесстрашие, а многие люди возмущались, как не дорожит он жизнью. И никто из нас не понимал тогда, что этот маленький человек с камерой запечатлевает историю.

Спасение книг

Потом была тяжелейшая зима, было нечего есть и нечем согреться. Семья Ивановых, как и многие другие, переживали её на полусгоревшей базе. А в августе 1942 года, когда усилились немецкие артобстрелы, Юру и его маму эвакуировали по Дороге жизни. Вернулись они в Ленинград в 1944 году, уже после полного снятия блокады и снова поселились на базе на Ораниенбаумской, 29.

- С 1945 года выжившие сотрудники «Союзопткниготорга» приступили к спасению оставшихся книг, - продолжает рассказ Юрий Фёдорович. - В самом большом помещении базы соорудили огромную печь и по всей площади натянули верёвки. Сохранившиеся тома выносили из сгоревших и разрушенных комнат и сушили. Всеми работами руководил управляющий базой Семён Алексеевич Погодин, который пережил всю блокаду в Ленинграде. Настоящий фанат книг! Даже в самые трескучие морозы не давал жителям сжигать их. Мы с мамой тоже участвовали в этой работе, таскали брошюры наравне со всеми. В один из дней снова заметил человека с камерой, но работы было так много, пот застилал глаза - и я практически не обратил на него внимания.

   
   

Попали в кинохронику

Недавно семья Ивановых смотрела телевизор. Шёл документальный фильм Сергея Лозницы «Блокада».

- Вдруг моя супруга вскрикнула: «Смотрите! Это же наша бабушка Лиля!» Никаких сомнений, это была книжная база! Сначала показали, как она горела, а затем кадры по спасению книг в 1945 году.

И крупным планом моя мама, а рядом - ребёнок с кипой книг в руках. Я! Вспомнил, что держал тогда стихи Маяковского в бордовом переплёте. Мы узнали и других людей, попавших в кинохронику. Там были главный бухгалтер Ада Петровна Грикурова, Мария Григорьевна Казачинская, Мария Амосовна Алексеева… Эти женщины - настоящие героини. Пережили всю блокаду, прикладывали титанические усилия по восстановлению Ленинграда. Как жаль, что всех их уже нет в живых и они не могут порадоваться, что их подвиг не забыт.

АиФ-Справка

Большинство умерших в блокаду похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище. Также тела многих погибших были кремированы в печах кирпичного завода, находившегося на территории нынешнего Московского парка Победы. Сейчас там стоит часовня и памятник «Вагонетка» - один из самых страшных памятников Санкт-Петербурга. На таких вагонетках вывозили в близлежащие карьеры после сожжения в печах прах погибших. За время блокады в Ленинграде погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

Смотрите также: