Финляндия официально приступила к строительству забора на границе с Россией.
Власти соседней страны не реагируют даже на опасения экологов, которые обеспокоены тем, что после возведения многокилометрового пограничного укрепления финские медведи, лоси и кабаны окажутся в изоляции от российских собратьев. Звери не смогут ходить друг другу в гости, обмениваться генами, что в ближайшей перспективе приведет к изоляции, вырождению и болезням.
Однако финны настолько запуганы антироссийской пропагандой, что последовательно рвут все связи с нашей страной – и если политические, экономические, культурные, да и просто межчеловеческие коммуникации полностью обрублены, то кто будет делать исключение для медведей?
Забор через лес
28 февраля у пограничного перехода Иматра-Светогорск в Ленобласти с финской стороны начали вырубать деревья и копать канавы.
Финское пограничное управление с гордостью опубликовала фото экскаватора, работающего в лесу – иных фотографий получить не удается: военная тайна. Уже более полугода в Финляндии действует новое правило, согласно которому за фото на границе грозит серьезный штраф и иные правовые последствия.
Здесь собираются возвести первые 300 метров забора, который должен прикрыть юго-восточную Финляндию от России. Всего планируется построить примерно 200 километров. С учетом того, что общая протяженность межгосударственной границы около 1300 километров, то забор установят на примерно 20% территории.
Однако часть линии разграничения идёт по болотам и озёрам, а еще часть проходит в лапландской тундре. И поэтому финны считают, что уже имеющихся ограничений им хватит. То есть, в отличие от лесных медведей, у северных оленей останется шанс завести семью по ту сторону границы.
Колючая проволока и прожекторы
По данным финского телевидения Yle, стоимость «тестового ограждения», которое начали устанавливать у Иматры, составит 6 млн евро. Технически пограничный барьер будет представлять собой забор трёхметровой высоты с колючей проволокой, оборудованный средствами аудиовизуального наблюдения, прожекторами и громкоговорителями. Вдоль него будет проложена сеть дорог для патрулей.
Кроме того, с финляндской стороны перед ним появится 10-метровая контрольная полоса, расчищенная от деревьев и кустарника. Забор будет оснащён многочисленными воротами и калитками, предназначенными для пропуска патрулей.
Как сообщает латвийский портал Mixnews.lv, кроме забора там планируют возвести дополнительные укрепления — блиндажи и бункеры, которые должны выстоять после прямого попадания артиллерийского снаряда или ракеты и смогут выдержать взрыв десятков килограммов взрывчатки.
От арабов или русских?
Любопытно, что при этом единой версии о том, зачем понадобилась установка забора, не существует, и финские политики высказывают на этот счёт разнообразные гипотезы. Изначально высказывалось предположения о необходимости забора как барьера, призванного остановить потенциальное наступление российской армии.
Однако эта версия не нашла поддержки даже у рядовых финских телезрителей – ведь понятно, что при необходимости любую сетку можно проломить за несколько минут, а ракетам или самолётам барьер на земле и даже укрепленный блиндаж не помеха.
Тогда власти заявили, что этот забор должен помешать ведению Россией «гибридной войны», а именно засылке через границу нелегальных мигрантов.
Дело в том, что примерно с 2015 года в Западной Европе существует сформированное СМИ представление о том, что потоки беженцев с Ближнего Востока и из Африки через границы Евросоюза отправляет Россия (а то и лично Путин). И хотя даже вездесущие западные расследователи так и не смогли, потратив значительные деньги и множество времени, найти этому никаких объективных доказательств, эта история стала частью антироссийских убеждений среднего финского обывателя.
Кроме того, многие финские политики и не скрывают: они искреннее рассчитывают на то, что уровень жизни в России в результате экономических санкций резко упадёт, и россияне попытаются массово сбежать за рубеж. Чтобы их остановить, и требуется ограждение. Как официально информирует Пограничное управление Финляндии, забор необходим для «снижения рисков нелегальных переходов на территорию страны».
Из области психиатрии
Финский журналист Кости Хейсканен в свою очередь убежден: искать причину установки забора стоит в области психологии. А то и психиатрии.
«Финский обыватель оглушен собственной пропагандой, которая рисует из России страну-монстра, и поэтому возникает естественная человеческая реакция – спрятаться от страшной угрозы. Конечно, с реальностью эти страхи пересекаются слабо. Уж кому-кому, но Финляндии российские официальные лица никогда не угрожали и даже резких заявлений в отношении финнов не делали. Однако иррациональные страхи сильнее».
Хейсканен напоминает, что всего финское правительство планирует выделить порядка 140 млн евро на строительство укреплений.
Если учесть затраты на перевооружение армии, а также то, что до пандемии и разрыва отношений с нашей страной финны только на туристах из России зарабатывали до 1 млн евро в день, придется признать – русофобия финских властей влетает соседней стране в копеечку.
«Экономическая ситуация на приграничных финских территориях постоянно ухудшается – людей отправляют в бессрочные отпуска, на крупных предприятиях начались сокращения, рабочих мест и налогов становится всё меньше. Финны не только отказались от российских туристов, но и добровольно ушли с рынка страны, в которой проживает 140 миллионов человек.
С рациональной точки зрения это абсолютно безумная политика. Поэтому правительство Санны Марин и вынуждено постоянно наращивать военную риторику, пугая обывателя российской угрозой, иначе будет трудно объяснять происходящее со страной», - считает Хейсканен.
Недовольны проектом и экологи. Как пишет Yle, заграждение может навредить диким животным – волкам, медведям, кабанам и лосям.
«Популяции медведей и волков Финляндии нуждаются «в новой крови» из российских популяций. Забор не перекроет поток генов полностью, но может оказать локальное воздействие», - считают в институте по исследованию окружающей среды SYKE.
Но до проблем ли с болезнями медведей финским политикам, которых и самих постигла типичная медвежья болезнь?