На днях партии определились с кандидатами в Госдуму по общефедеральному списку. В надежде занять тёплые места многие поменяли свою «партийную прописку». Так, например, десятка претендентов на депутатские мандаты в «Партии Роста» фактически состоит из бывших членов других политических объединений.
Политическая солянка
«Партию Роста» собирали буквально с миру по нитке. Как и ожидалось, возглавил общефедеральный список партии председатель фракции, бизнес-омбудсмен Борис Титов, который, в случае прохода в Госдуму, обещал оставить свою должность. Под вторым номером значится Оксана Дмитриева, третьим - предприниматель Дмитрий Потапенко. В первую десятку вошли и двое депутатов Госдумы от «Единой России» - Наталья Бурыкина и Виктор Звагельский, супруг Оксаны Дмитриевой, депутат Госдумы Иван Грачёв, журналист Ксения Соколова, в своё время работавшая на Михаила Прохорова, а также лидер партии «Гражданская инициатива» Андрей Нечаев.
Последний получил шквал критики от других оппозиционных сил. В частности, известный московский политик Максим Кац отметил, что ранее уважаемый им Нечаев «попал в длинный список людей, которые клюнули на возможность попробовать пройти в Думу в рамках кремлёвского либерального проекта». К слову, Кац устроил скандал на последнем съезде партии, заявившись туда с обвинениями в прокремлёвских связях новоиспечённой партии, так как смоленский активист партии оказался бывшим комиссаром молодёжного движения «Наши».
Среди кандидатов от «Партии Роста» по одномандатным округам также оказалось двое действующих единороссов - Борис Резник и миллиардер Михаил Слипенчук, согласно декларации заработавший за 2015 год 294 млн рублей. Последний, по слухам, был отстранён от участия в предварительном голосовании «Единой России», так как его имя фигурировало в «панамских бумагах».
Впрочем, с кадровой текучкой в этом предвыборном сезоне столкнулись фактически все партии. В надежде занять тёплые места депутаты перебегали из одной фракции в другую. Дзюдоисту Дмитрию Носову из ЛДПР отказали в ЕР, но «приютили» в КПРФ, изгнанным из того же ЛДПР Роману Худякову нашлось место в «Родине», а Ирине Чирковой в «Справедливой России». От коммунистов в ряды эсеров сбежал Сергей Собко. Единоросс Александр Ремезков сначала думал выступить от лица ЛДПР, а потом вступил в «Справедливую Россию».
Партия изгнанных
Тем не менее, судя по спискам, на сильный оппозиционный блок в новом созыве Госдумы рассчитывать не стоит.
- Тот же федеральный список «Партии Роста» окончательно разрушил миф о реальном оппозиционном потенциале «нового» политического проекта, - считает политолог Александр Шефири. - По сути, это партия изгнанных и прикомандированных или просто взращенных вертикалью власти политиков сродни самому Титову. Заявленных на старте представителей бизнеса, например, мы не наблюдаем. С трудом можно назвать это монолитной командой единомышленников с ясным и понятным позиционированием. Однако чтобы создать эффект политического плюрализма, Кремль может «провести» в Госдуму хотя бы одну новую партию. И «Партия Роста» как никакая другая прекрасно для этого подходит.
О её возможных связях с Кремлём говорит и явная нацеленность на торпедирование кандидатов от ПАРНАСа и «Яблока», которая позволяет предположить, что партии всё же гарантирован минимально необходимый результат (пресловутые 5%) за эффективное оттягивание голосов.
По данным «Левада-центра» на конец июня, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, за «Партию Роста» были бы готовы отдать свои голоса менее 1% избирателей. Примерно те же результаты у «Яблока», ПАРНАСа и «Гражданской платформы».
Смотрите также:
- Выборы в ЗакС: эксперт о том, кто преодолеет пятипроцентный барьер →
- В ЗакСе раздают портфели →
- Делиться или умножаться? →