Автомобилисты: важен не размер штрафа, а его неотвратимость

Александр Горбунов / АиФ

Вопрос о справедливости завышенных штрафов за нарушение ПДД для водителей Москвы и Петербурга был рассмотрен сегодня в Конституционном суде. Однако сами автомобилисты считают, что размер штрафа не так уж важен, если водители могут легко избежать его уплаты.

   
   

Переоценка нарушений

Запрос о корректности поправок в Кодекс об административных правонарушениях, разработанных по инициативе столичной мэрии и вступивших в силу в июле 2012 года, в Конституционный суд направили 93 депутата Госдумы. Согласно этим поправкам, за ряд правонарушений (стоянка в неположенном месте, использование «выделенной» полосы для общественного транспорта, нарушение правил движения в жилых зонах, несоблюдение запрета на движение грузового транспорта) был установлен повышенный размер штрафов для Москвы и Санкт-Петербурга (от 2,5 тысяч до 5 тысяч рублей).

По мнению депутатов, особый статус городов федерального значения в части штрафов на дорогах можно расценивать как дискриминацию. «Нарушение ПДД не может быть основанием для закона, ограничивающего права и свободы человека», - говорилось в запросе, подписанном представителями ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России».  Старт слушаниям был дан сегодня, 18 марта.

На само заседание никто из истцов не явился – вероятно, из-за экстренного обращения Владимира Путина. В ходе слушаний выступавший от Совета Федерации Александр Саломаткин объяснил повышение штрафов тем, что в перегруженных машинами мегаполисах особенно сложно проехать автомобилям МЧС или «скорой помощи», а замглавы аппарата мэра Москвы Алексей Старовойтов добавил, что в Москве коэффициент загруженности дорог на квадратный метр полотна в 18 раз больше, чем в среднем по России, а в Петербурге – в 14,5 раз. Представитель администрации Петербурга, в свою очередь, заявила, что правительство Северной столицы не видит в повышенных штрафах никакого противоречия конституции России. Решение по этому делу суд примет на закрытом совещании и огласит отдельно. Возможно, это произойдет через несколько недель.

Условные штрафы

Сами автомобилисты не считают этот вопрос настолько острым, чтобы обсуждать его на уровне Конституционного суда. «Мне и моим соратникам по общественному движению «СПБ.АВТО» все равно, каков размер штрафа, потому что мы как ответственные водители не паркуемся на газонах и не заезжаем под знак «Стоянка запрещена, - поделился с корреспондентом SPB.AIF.RU председатель региональной общественной организации автомобилистов Святослав Данилов. – Если говорить о России в целом, то поднимать штрафы в регионах до уровня мегаполисов не стоит – если в Петербурге штраф в три тысячи рублей просто огорчит водителя, то где-нибудь в Пензе – серьезно ударит по его бюджету. Понижать уровень Москвы и Петербурга до регионов тоже нет смысла – в этих двух городах более половины водителей готовы будут отдать 500 рублей, лишь бы не искать «законное» место для парковки».

По мнению Святослава Данилова и его коллег из других общественных организаций, сумма штрафа на водителей оказывает меньшее влияние, чем его неотвратимость. «По-настоящему эффективной система штрафов станет тогда, когда водитель четко будет понимать, что его проступок не окажется безнаказанным, что у него нет такой альтернативы, как «договориться» с инспектором или просто улизнуть, - считает Святослав Данилов. – Коррупция, невнимательность и небрежное отношение к законам вкупе с дефицитом парковочных мест – вот что провоцирует водителей на нарушения».

С Даниловым согласен его коллега - член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора» Александр Холодов, который считает, что не следует делать различия в «степени тяжести» дорожных нарушений между Петербургом и Ленинградской областью.

   
   

В эффективности штрафов сомневается и глава регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. «Закон должен быть един для всех, – приводит его слова «Фонтанка». – Чем повышать штрафы, чиновникам и парламентариям лучше бы позаботиться об их собираемости. Если в Петербурге до казны дойдут все платежи нарушителей, то и денег на грамотную организацию парковочного пространства хватит. Пока же стоять в центре города негде – выручают разве что подземные паркинги в «Галерее» и «Стокманне».