Граждане или население? Пора становиться хозяевами своей жизни

Татьяна ШВЕЦОВА / АиФ-Петербург

- Муниципальное самоуправление - основа организации общества, фундамент народовластия, - уверен Сергей Цыпляев, президент фонда «Республика», член «Комитета гражданских инициатив». - Здесь граждане учатся, как решать общие дела, собирать и расходовать средства, определять приоритеты, наладить контроль. Если не усвоили этот урок на примере села, округа, то и в масштабах страны мало что получится. Второе - отбор политических лидеров. Уже на этом уровне выделяются граждане, склонные к общественному служению. У нас как? Часто верхние этажи власти заполняют люди, не имеющие навыков управления. Приобретать этот опыт они начинают, только получив важную должность. В результате такая учёба обходится всем нам очень дорого. 

   
   

Больше всех надо

АиФ-Петербург: - Но и сейчас депутатские кресла в большинстве займут люди, не знакомые с «наукой управлять». Более того, даже во время избирательной кампании многие не скрывали, что намерены использовать высокий статус как стартовую площадку для карьеры и нужных связей.

Сергей Цыпляев: - То, что есть амбиции и многие хотят двигаться дальше, - нормально. Другое дело, каким способом. Зарабатывая авторитет реальными результатами или карабкаясь по чужим спинам с помощью интриг. 

У многих из нынешних избранников практики руководства коллективом маловато, но они быстро научатся. Ведь на уровне МСУ главное - здравый смысл, гласность и честность. Самоуправление требует энергии, активности, участия широких масс и лидеров, которых поддерживает народ. Но главное, как решаем проблемы, собравшись все вместе. Пока плохо.

Почему же за столько времени мы так и не научились объединяться, отстаивать свои интересы?

- Исторически сложилось так, что способность к самоорганизации у нас довольно низкая. Потому что тех, кто проявлял самостоятельность, на протяжении веков «выводили из оборота». В XV-XVI вв. в Пскове, Новгороде у нас было самоуправление не хуже европейского. Но Север проиграл ордынской Москве. Затем покатились революции, войны, где гибли самые решительные и смелые. Красным колесом по людям прошлись и репрессии, коллективизация, национализация, где человек, чтобы выжить, должен был раствориться в массе. В итоге инициатива стала наказуемой, а навыки самостоятельности, индивидуальной ответственности для целой нации оказались надолго потерянными. Правда, такая система не только у нас. В Японии любимая поговорка: «Высоко торчащий гвоздь забивают первым». 

Власть портит

Уверена, что среди нового состава немало депутатов, думающих об общем благе. Но… власть портит. А городские муниципалы в последнее время погрязли в скандалах. Наша газета не раз писала о премиях в 450%, распилах, дорогущих машинах, банкетах за госсчёт… Как остаться честным?

   
   

- Любая власть - испытание для человека. Одного она уродует, другого делает лучше. Это зависит от воспитания, культуры. Убеждён, что в округа пришло немало депутатов, которые будут честно работать для других. Ну а порядок, когда место воспринимают как источник дохода, надо менять. Один факт. Сегодня по закону получать зарплату в муниципалитетах могут не более 10% депутатов. Остальные должны проявлять рвение на общественных началах. Однако реальность другая. В среднем в Петербурге трудоустроены 7 из 10. Депутаты занимают места директоров муниципальных предприятий, секретарей, завхозов, администраторов. На хлебные должности нередко устраивают родственников, знакомых и платят родне немалые деньги. Но если вы выделяете деньги на работу муниципального предприятия, а потом там же получаете зарплату - это коррупция, конфликт интересов. Вот и выходит, что людей, которые этим занимаются, всё устраивает. А народ - безмолвствует.

В Санкт-Петербурге 111 муниципалитетов. Насколько эффективна такая система?

- Абсолютно недейственна. По сути - это 111 жилконтор, имеющих минимум прав. Из серьёзных полномочий у них только благоустройство внутридомовых территорий и опека. Все остальные функции малореализуемые. Денег тоже мало. Сравните: 1500 местных депутатов контролируют всего 2% консолидированного бюджета города. Остальные 98% средств «в руках»… 50 депутатов Заксобрания. Фантастическое управленческое решение! В масштабах страны такая же картина. 80% услуг оказываются в МСУ, а денег там 10-15%. Остальные 70% уходят в федеральный центр. Кстати, при Александре II было ровно наоборот. 20% забирала госказна, столько же губерния, и 60% налогов шли в земства, где главными статьями расходов были образование и здравоохранение. Причём всё держалось на таком уровне, что и сегодня мы пользуемся зданиями земских школ и больниц, а понятия земский врач и учитель стали символами добросовестности и преданности профессии. Поэтому ключевая задача нынешнего созыва - построить грамотную систему МСУ. Потому что нынешняя нежизнеспособна. 

Когда повзрослеем?

То, что финансов в обрез, - понятно. Может, хоть в самостоятельности не зажимают?

- Что касается бюджетов, ещё раз хочу подчеркнуть: и федеральный, и городской - это наши деньги. Не подарок власти, а средства, взятые из наших карманов, которыми распоряжаются чиновники. На одного жителя в бюджете Санкт-Петербурга приходится примерно 100 тыс. руб. в год. Это большие средства, и хотелось бы их тратить на то, что нужно людям. Здесь, казалось бы, местной власти и карты в руки. Но у нас любые вопросы - сосульки, плохие дороги, уборка снега, грязные дворы - становятся проблемой губернатора, а то и президента.

Мы видим, как активно гражданское общество на Западе. Однако там все местные проблемы решаются на максимально рядовом уровне. Ключевой принцип! И только если с задачей нельзя справиться внизу, она поднимается выше. Мы тоже можем объединиться и добиться своего. Это жители отстояли 31-ю больницу, выступили против строительства «Газпром-иглы». Но такие примеры единичны. В большинстве все сидят и ждут, когда примут решение наверху, и по каждому поводу ходят с протянутой рукой в регион или центр. Это не управление, а попрошайничество. С такой системой МСУ в XXI век двигаться невозможно. Это телега, причём с разными колёсами, которая на ходу разваливается. 

В этом году в Петербурге впервые муниципальные выборы совмещены с губернаторскими. Вот там местную власть использовали по полной - как фильтр, чтобы отсечь сильных кандидатов.

- То, что вернули выборы губернатора, уже хорошо. Это маленький шаг в правильном направлении. Плохо, что процесс обставлен ограничениями, убивающими конкуренцию. Поэтому в Петербурге задолго до 14 сентября все знали, кто победит. Кандидат был один, остальные - «гарнир». Такой же предсказуемый результат показали ещё 27 из 30 регионов, по сути, там просто прошёл референдум. Однако легитимность - это не только подсчёт голосов, но и острая борьба за мандат. Потому что выбирают не «отличников». Голосуют за тех, кому доверяют больше всего. Если доверия нет - выборы прошли впустую.

Во власть на местах пришла новая команда. Что надо сделать в первую очередь?

- Понимать, что главный человек - это избиратель. И работать на него и для него. Постоянно соотносить свои действия с мнением петербуржцев. Но и нам всем надо отбросить пассивность и равнодушие. Если безразлично, кто пришёл, - не будет получаться ни гаражного кооператива, ни ТСЖ, ни порядка в государстве. Хотим, чтобы было чисто, безопасно, уютно, чтобы работали школы и больницы? Придётся становиться хозяевами своего двора, города, страны. Ждать, что у нас будет шикарная власть без нашего участия - наивно. «Ожидание чуда есть одна из слабостей русского народа», - писал Бердяев. Пора перестать верить в чудеса. Это взросление общества, превращение из населения в граждан. Работа тяжёлая, но без неё ничего не получится.