Вячеслав Макаров стал Председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в 2011 году. По итогам 10 лет его бессменной работы в качестве Председателя парламента мы взяли интервью у его пресс-секретаря Елены Гаврищук.
Елена Гаврищук – пресс-секретарь Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, начальник управления по информации и общественным связям. В парламенте более 10 лет, была помощником депутата, работала в комиссии по науке и высшей школе. Кандидат наук. Любит играть на фортепиано и ловить удочкой рыбу.
SPB.AIF.RU: Елена, деятельность парламента связана с законами. Это очень важно, но со стороны может показаться сухим и неинтересным.
Елена Гаврищук: Тогда давайте посмотрим изнутри, а не со стороны. Законы – это такой слепок жизни, ведь вся законодательная работа строится вокруг человека. Депутат видит: здесь у людей хотят отобрать сквер, здесь не хватает денег молодым семьям, здесь штрафуют за остекление балконов, а здесь наливайки мешают спать целому дому. И на каждую проблему депутат предлагает решение. Закон – это для людей как мигающая табличка «выход здесь». Это всегда уменьшение чьей-то боли, беспокойства.
– За 10 лет работы Вячеслава Макарова Председателем ЗакСа какие главные законы написаны? Хотя бы просто перечислите.
– Это тысячи законов, постановлений, решений, которые делают жизнь лучше. Продление программы регионального маткапитала до 2026 года, бесплатное горячее питание для школьников, «зеленая книга» города (спасение парков и скверов от застройки), народные законы (балконная амнистия, борьба с наливайками, беспорядочной парковкой во дворах).
Мы перешли к смешанной системе выборов (по партийным спискам и одномандатным округам), приняли важнейшие поправки к Конституции России.
Ну и, конечно, антивирусная законодательная терапия. Пандемия – это наша необъявленная война. Как говорится, мы переходили реку, нащупывая камни.
Чтобы не положить льготников и промышленность на лопатки, работали с максимальной самоотдачей, без выходных. Иного подхода в такой ситуации председатель просто не допустил бы.
– Как Вы думаете, какие качества позволили Вячеславу Серафимовичу продержаться в кресле спикера целых 10 лет?
– Когда 10 лет назад, в 2011 году, его кандидатуру на пост спикера предлагал Вадим Альбертович Тюльпанов, он отметил, что это «человек, подготовленный для этой работы». Многие помнят то заседание, его вел уважаемый, старейший депутат профессор Алексей Воронцов, тоже мой учитель (я у него помощником и в комиссии по науке работала в 5 созыве). Чтобы быть подготовленным, надо иметь лидерский и политический таланты, колоссальный опыт, ответственность и железную самодисциплину (как он шутит, «даже мурашки должны бегать строем»). И самое главное: выйдя из народа, он не закрыл за собой плотно дверь. Он постоянно в действии, рядом с людьми.
Он знает, как из отдельных личностей, каждая из которых – со своим характером и амбициями, сделать команду, коллектив. Это очень непросто, когда в парламенте 6 фракций, 5 из которых – оппозиционные. «Буду все делать для того – и уверен, что так и будет, – мы будем работать дружно, терпеливо, нешумно, не для афиши», – эти слова Вячеслав Серафимович произнес 10 лет назад перед депутатским корпусом, который только что избрал его своим Председателем. Помнит он этот девиз и сейчас.
Если бы не все перечисленные качества, он бы и десяти дней не продержался спикером, не то что десять лет.
– Да, ответственная работа…
– Ответ как раз в том, что для Вячеслава Серафимовича это не работа. Он не просто законодатель – он искренне любит и бережет Мариинский дворец, знает его историю и современных обитателей, ценит доверие простых людей, ради которых пишутся законы. У него нет праздников и выходных. Может сорваться и 31 декабря вместе с людьми поехать спасать участок от уплотниловки (так было на Лодейнопольской улице в 2017 году), будет слушать обеспокоенную маму депутата или сотрудника, сам станет волонтером в помощь ветеранам, пойдет на конфликт с кем угодно ради интересов простых людей.
Вячеслав Серафимович стоит у истоков многих традиций и начинаний во дворце. Он считал для себя делом чести закончить реставрацию домовой церкви святителя Николая Чудотворца – это поистине душа Мариинского дворца. И завершил все реставрационные работы. В понедельник и среду он приходит раньше всех и обязательно посещает службу.
К 20-летию ЗакСа, в 2014 году по инициативе Вячеслава Серафимовича с нуля был создан парламентский центр и школа парламентаризма для старшеклассников. За 7 лет работы центр посетило более 30 тысяч человек. Был издан парламентский словарь, который недавно депутаты перевели в видеоформат. Спасибо «АиФ» за освещение этих проектов. К 25-летию ЗакСа, в 2019 году, во дворце были открыты новые парадные залы и уникальное выставочное пространство.
Так что парламент для Вячеслава Серафимовича – это не место. Это состояние души.
– Вы сказали о Вадиме Альбертовиче Тюльпанове. А это правда, что Вячеслав Серафимович опекает Влада Тюльпанова (сын бывшего спикера парламента Вадима Тюльпанова – Ред.)?
– Да, и это не просто мальчик рядом стоит. Я много раз слышала, как Влад звонит посоветоваться и Вячеслав Серафимович останавливает свои дела – начинает вникать, подбадривать, придавать ускорение его делам. Один раз они вместе возлагали цветы у Мариинского дворца у доски ЛАНО: было видно, как Влад смотрит на старшего товарища, как пытается даже копировать его жесты, движения.
Конечно, одно нахождение рядом с таким человеком, как Вячеслав Серафимович, может многому научить. Для начала заставляет выпрямить спину и бодро зашагать рядом с ним. Если успеешь, конечно (смеется). Шаг у него быстрый, иногда приходится бежать рядом.
Неудивительно, что Владислав доверяет, тянется. Неважно, осознанно или нет. Уверена, у мальчика большое будущее.
– Говорят, что он всю молодежь обращает в спорт?
– Да, особенно в партии («Единая Россия» – Ред.). У него спорт каждый день как образ жизни, он и марафон пробежит, и в футбол, баскетбол выиграет. И еще всех за собой организует. Один раз как-то прямо на совещании пристыдил: «Я с пробежки, а они с пивком!». И деваться некуда – шли в спортзал, на тренировку, соревнования. Потом, правда, всегда благодарили. Разве это не отлично, когда у молодежи такой пример перед глазами?
– Когда-то молодого депутата Резника Вячеслав Серафимович считал чуть ли не сыном. И даже потом, несмотря на скомканную репутацию Максима Львовича, Макаров дал за него личное поручительство.
– Неординарно, но логично. Я могу об этом прямо сказать, поскольку Вячеслав Серафимович всегда миссию свою видел в том, чтобы нести персональную ответственность за все, что происходит в парламенте. Мы и на брифингах не отмалчивались. Всегда открыто комментировали и «неудобные» вопросы. В ситуации с депутатом Максимом Резником Вячеслав Серафимович не снял с себя ответственности, не открестился. Он призывал его не шарахаться по сомнительным заведениям, предупреждал, что скомканную репутацию никаким утюгом не разгладишь. Ну а потом взял и написал за него личное поручительство. И на брифинге прокомментировал: «Человек попал в беду!». У многих, кстати, после этой фразы как будто глаза открылись. И маму его поддерживал все это время.
Еще его частая фраза: «Я своих офицеров не сдаю!». Во время предвыборной кампании он, как секретарь партии «Единая Россия», бьется за каждого кандидата от партии. Конечно, такие смелые, решительные шаги может делать только сильный, уверенный в собственных силах политик. Это неизменно вызывает ответный отклик и искреннее уважение у любой аудитории – простых людей, коллег, журналистов, политических оппонентов.
– Что это за ситуация с 78 каналом была? Парламент не пускал их? Закрылся от них?
– Парламент не закрылся ни на один день. Да, был период, когда 78 канал не посещал заседания. Это совпало с коронавирусными ограничениями на проход для всех. Не только для журналистов. И это понятно. Особенно если хотя бы принять к сведению то, что наш парламентский пул насчитывает более двухсот аккредитованных журналистов. Но депутаты всегда были доступны, ходили на телеканал, давали комментарии. В этом году парламентский год длился все лето. 78 канал посещал много заседаний, и не только в среду, задавал вопросы на брифинге. Так что все в порядке.
– Любые скандалы, как известно, прочитают все. А хорошими парламентскими новостями люди интересуются?
– Да, информационное пространство с утра до ночи негативит: вирус, катаклизмы, происшествия всегда сами вылезут в первые строчки новостей. И это при том, что мы живем в постоянной ситуации неопределенности. Вот тут конечно власть и дол жна показать, что нужно делать. Парламент – мощная точка опоры для простого человека. Это слова Вячеслава Серафимовича. И читатель знает: если в новости есть слово парламент или депутаты, то значит там что-то хорошее, полезное: или сквер делают, или детский сад открывают, или льготы новые ввели. То есть сделали жизнь простого петербуржца проще, легче. А раз это решение их проблем, то люди будут эти новости читать и ждать.
– Раз уж мы заговорили о новостях. У Вячеслава Серафимовича яркий медийный образ. На Ваш взгляд, СМИ объективно его показывают?
– Медиареальность не должна отрываться от реальности. В политике все, как в жизни. Безразличных нет.
То, каким будет портрет политика в сознании людей, зависит от его выступлений вживую, от его общения с людьми на встречах, на приеме жителей. Конечно, во многом лицо политика формируют новостные политические СМИ. И здесь очень важна их позиция. Чтобы они пользовались только фактами, проверенной информацией – проще говоря, чтобы писали правду. Сегодня читатель должен обладать медиаграмотностью: этому СМИ можно верить, а тут что-то не то, попахивает жареным – фейком, хайпом, а то и заказухой. За все время его работы Председателем ежегодно против него публиковалось более 500 заказных статей (это почти по 2 штуки в день!) и десятки тысяч грязных комментариев. И это делали не политические оппоненты!
– Много вбросов с откровенной ложью?
– Объем «грязного кейса» может варьироваться от одной публикации до десятков. Информационная агрессия – сильнодействующее средство для манипуляции массовым сознанием. Когда идут искусственно сделанные атаки, вбросы с кучей сенсационных заголовков, дисфемизмов, мнений-эмоций, кривых исторических параллелей и т.д. – это уже информационная и психологическая война.
Вот произошло событие. Начинают нагнетаться (в том числе в соцсетях и каналах телеграма) его абсурдные интерпретации. Цель – сформировать негативное общественное мнение. И уже до того спираль закручивается, что сама интерпретация становится событием.
Мишенью может быть кто угодно, даже родственникам, детям, внукам попадает. Ну нет ориентации на нормы нравственности! Есть только запрещенные политические технологии. И те, кто это пишут, об этом знают. Вот почему в ответ на вброс о своей внучке спикер сказал на брифинге: «Я – воин! Со мной повоюйте. Детей-то зачем трогать?».
Важно еще вот что. Спасибо нашим СМИ за то, что объективно дают информацию о работе депутатов, не подхватывают этот медиацинизм, явные вбросы, грязь и мерзость. Главные редакторы, журналисты Петербурга заботятся о чистоте поля СМИ. Слава Богу, неправы те, кто говорит, что у нас совсем уж не существует института репутации.
– Как реагируете на одиночные вбросы СМИ-однодневок?
– Да никак. Особенно на тех, кто только и ждет, что нашей реакции.
– Когда агрессивно нападают, как строите диалог?
– Шутим. Например, он бывает в разных местах по долгу службы. Вопрос на брифинге: «А что Вы там-то делали?». Ответ: «Мы там проводим военные советы, где планируем операцию по захвату острова в Индийском океане для размещения там базы атомных подводных лодок, которые мы делаем на фабрике «Красное знамя» на Петроградской стороне. Вот что я там делаю».
– В чем успех Макарова-оратора? Его даже новым Черчиллем называют.
– Как говорится, сравнение с Черчиллем – лучший комплимент любому политику.
Но если бы речь шла о нем только как об ораторе – это одно. Но тут речь идет о существенно большем. На политической арене ведь много талантливых политиков-ораторов. Намного реже появляется оратор-лидер, патриот, которому доверяют, который может вести за собой, влиять на судьбы людей и Отечества и говорить с людьми на одном языке. Пример такого типа политиков – Вячеслав Макаров. В этом, я думаю, его успех.
– Спикер петербургского ЗакСа – одна из самых узнаваемых и цитируемых парламентских фигур в России. Как удается держать первенство?
– Крепко держимся в своей повестке.
Ну во-первых, о нем, действительно, много пишут. Самые резонансные темы – это борьба с подростковой токсикоманией, парковой на газонах, балконная амнистия, праймериз Единой России, публичная поддержка Резника и др. Во-вторых, с его мнением невозможно не считаться – он не только четко видит, но еще и предвидит. Его слово – всегда в точку, честно и емко. При этом он не хайпует. Мы на брифингах никогда не комментировали все подряд, лишь бы выстрелило, лишь бы в топ попасть. Это ценится.
– Хорошо, а еще Макаров – автор ярких политических мемов: телебонить, пылесос турбулентности, генетический код. Как они появляются?
– Главное ведь – говорить с людьми на одном языке. Речь политика должна попадать во вселенную взглядов и оценок простого человека, должна запасть ему в душу. Тут важно, что Вячеслав Серафимович – сам сын народа. Я была у него на малой родине – это та самая Русь святая. И про родителей он ведь как рассказывал – работали с утра до ночи и довольствовались тем, что есть. О таких, как он, в народе говорят: настоящий мужик, рукастый: он сам в 80-х стеклил балконы, умеет делать мебель.
Да, у всех на слуху его мемы телебонить (его даже словом года – 2020 называли), пылесос турбулентности (есть такой телеграм-канал), узелки памяти (журналисты парламентского пула клип делали с этим мемом в 2018 году). Про генетический код было много обсуждений. Вячеслав Серафимович написал статью ко Дню Победы, в которой подвел итог своим размышлениям на тему генетического кода победителей как основы нашего единения и сплоченности.
Так что популярные мемы Макарова выходят из его глубокого понимания жизни своей страны, любимого Петербурга. Потому так легко и идут в народ.
– Почему все-таки федеральный уровень? Тесно?
– Не только бытие определяет сознание. Верно и наоборот. Главный вопрос ведь в том, что может политический лидер дать городу, стране. У Вячеслава Макарова многовекторный потенциал, это все знают. Именно масштаб его личности установил для него координаты нового политического Эвереста. При этом, конечно, он не выписывается из широт Санкт-Петербурга. Здесь он в длительной перспективе показал, что может один человек, который живет единой целью – служить людям.
Блиц-опрос
Что читает Вячеслав Макаров, помимо законов?
Историческую литературу. Еще любит жанр мемуаров. Часто цитирует маршалов Жукова и Рокоссовского.
В детстве Вячеслав Серафимович представлял себя политиком?
Нет, военным.
Бывали случаи, что вы с шефом не понимали друг друга?
Если и бывали, то не более пяти минут.
Где он берет время в сутках?
Как где? Ночью. На спорт может глубокой ночью поехать, если за день не успел.
Он на малую родину ездит?
Старается бывать там каждый год. Это 100 км от Воронежа.
Он носит очки?
Нет, у него стопроцентное зрение.
Он устает когда-нибудь?
Мне кажется, он не знает, что такое утомление.
Помимо стратегического, назовите еще один удивительный талант Макарова.
Поэтический – талант воспринимать стихотворную поэтику. Попробуйте-ка забыть, как он читает стихотворение Юлии Друниной «Комбат», – не получится.
Сколько раз он делает подъем-переворот?
Не помню сколько. Помню, что много и без остановки.
Когда он может жестко прервать собеседника?
Когда тот телебонит.
Цитаты
- Парламент – мощная точка опоры для простого человека.
- Народные законы пишутся с людьми.
- Парламент пишет «зеленую книгу» города (о зеленых насаждениях).
- Мы должны передать потомкам генетический код победителей.
- Там, где есть стратегия, есть ее внятное предъявление обществу и людям, – там всегда будет результат.
- Система не должна разрушать себя изнутри.
- Можно сомневаться, заблуждаться, ошибаться, но нельзя предавать.
- Мы не дали втянуть город в пылесос турбулентности.
- Зачем колыхать и телебонить?
- Власть не должна быть импотентной.
- Нужно спиной, кожей чувствовать боль, проблемы, беспокойство людей, которые тебя окружают, имя которым – Народ.