КЛАДБИЩЕ напоминает местность, изрытую снарядами и бомбами. Ощущение, что здесь проходила линия фронта, потому что исковеркан каждый метр земли: от могил остались лишь ямы, куски оград, крестов и надгробий. Здесь можно встретить даже… человеческие останки. К примеру, на пику оградки кто-то насадил замшелый череп. «Войну с могилами» вот уже много лет практически в открытую ведут гробокопатели.
А когда-то Свято-Троицкое кладбище было самым престижным в Петергофе. Официальный статус оно получило в 1786 году, но, вероятнее всего, было основано раньше. Здесь хоронили самых значительных для города людей. К примеру, одного из создателей парков мастера-садовода Эрлера (умер в 1857 году), проработавшего в Петергофе полвека, дворцового архитектора Эдуарда Гана, также отдавшего царской резиденции пятьдесят лет (скончался в 1891 году), известного в городе врача Александра Авенариуса (похоронен в 1892-м). Здесь погребали сановников, генералов, сенаторов, возводили семейные склепы, в которых покоился прах не одного поколения.
До войны на кладбище стояла каменная Троицкая церковь, построенная в 1870 году архитектором И. Маасом. А принимал новое сооружение знаменитый Николай Бенуа, много лет бывший дворцовым архитектором Петергофа. Кстати, и могила этого зодчего, хоть он был похоронен в Петербурге, в церкви на Выборгской стороне, которую сам построил, не сохранилась — храм снесли.
Коттеджи на кладбище
ВОЗНИКАЕТ ощущение, будто невидимая злая сила стирает с лица земли вещественную память о создателях «самого веселого места в России» — так называет Петергоф директор музея-заповедника Вадим Знаменов. Но только эта «злая сила» — мы сами. А также гробокопатели и власти города, равнодушные к святыне. Впрочем, один шаг доброй воли по отношению к тем, кто создавал Петергоф, был сделан еще при советской власти — в 1970-м могилу Эрлера перенесли в парк Александрия. Гуляющие, натыкаясь на скромный памятник садоводу, вероятно, думают: это же надо так любить свою работу, чтобы завещать похоронить себя не на кладбище, а здесь! На самом деле имя Эрлера слишком известно историкам, его могилу навещали почитатели, вот и пришлось, чтобы не пугать людей Свято-Троицким кладбищем, перенести прах. Остальным создателям Петергофа повезло не так, в том числе и родным Эрлера — их надгробия валяются на Свято-Троицком.
На кладбище «наступают» очистные сооружения — сейчас они реконструируются. Возможно, вскоре оно и вовсе будет снесено. Недалеко находится Купеческая гавань, в которую когда-то заходил на судах сам Петр. Во время Великой Отечественной гавань была разрушена, восстанавливать не стали. Место лакомое — участок на море площадью 184 тысячи квадратных метров, соседствующий с роскошным Нижним парком. А вот с другой стороны — Свято-Троицкое кладбище. В январе этого года появились сообщения, что участок продан под коттеджи компании, которая так и назвалась — «Петергофская купеческая гавань», более чем за миллиард рублей. Сообщается, что дома не будут высокими, так как подобное строительство здесь запрещено Комитетом по охране памятников. А вот находится ли кладбище под охраной КГИОПа, и что с ним будет — об этом никаких данных. Петергофская общественность волнуется, что на его территории развернется стройка, пишет письма, ходит по инстанциям. Но ясности нет.
Остается по-человечески отдать должное создателям императорской резиденции, да и просто жителям Петергофа. Кстати, на кладбище хоронили еще до войны. Общество «Возрождение Петергофа» провело службу «по всем, нашедшим упокоение на старейшем кладбище города фонтанов».
Смотрите также:
- Покой у Волковой деревни. История одного из старейших некрополей Петербурга →
- «Не весь умру». Как счастливый случай изменил судьбу Огюста Монферрана →
- Тело как культурное достояние? →