— Некоторые люди думают, что этикет нужен только на балу или международных переговорах. Зачем все эти поклоны, экивоки, целование ручек?
— Этикет — это вовсе не со.брание непонятных телодвижений и красивых слов! Это умение общаться с людьми. И основан он на уважении к другому человеку. И к себе самому. Поэтому мы и создали Центр обучения этикету. И там читаем лекции для предпринимателей, руководителей организаций. В военных училищах преподаем военный этикет. Раньше военные были самыми культурными людьми: они прекрасно знали литературу, живопись, музицировали, пели, танцевали. И сейчас в кадетских училищах и высших военных учебных заведениях учат танцам и хорошим манерам.
— Но смотрите, какой парадокс получается: подростки в школе изучают стихи Пушкина и Ахматовой , а любимую девушку называют чувихой…
— Это потому, что изучение литературы происходит схоластически. А прекрасный литературный русский язык можно услышать разве только от эмигрантов.
— Неужели у нас нет воспитанных людей? Кого из знаменитостей вы бы привели в пример другим?
— Образцом достойного поведения, человеком, который навсегда останется для меня примером, является Дмитрий Сергеевич Лихачев. Или возьмем нашего президента Путина — его родители были самыми обыкновенными людьми. И в то же время в нем чувствуется глубокая внутренняя культура. Когда Владимир Владимирович был руководителем Комитета внешних связей администрации Петербурга, управление протокола стало работать особенно успешно, и это отмечали главы правительств и руководители иностранных представительств.
Главное правило воспитанности — это умение общаться одинаково как с дворником, так и с президентом. У нас, к сожалению, не всегда так. Мы привыкли строить общение, исходя из должности человека, а не из уважения к нему.
Государство само хамит
— Иван Сергеевич, скажите, а были ли случаи, когда нарушение этикета негативно повлияло на имидж государственного деятеля?
— Конечно. Например, Никита Сергеевич Хрущев в Организации Объединенных Наций постучал туфлей по трибуне. И что же? Этот эпизод люди всего мира запомнили больше, чем то, что он помог разрешить Карибский кризис.
— А случаи, когда сотрудникам протокола приходилось спасать ситуацию, можете вспомнить?
— Во время визита Блэра в Петродворце под английским послом стал разваливаться старинный стул. Сотрудники протокола смогли так быстро его заменить, что даже телекамеры не успели среагировать!
— Воспитанность — залог успешного бизнеса. Умеют ли наши предприниматели общаться с иностранными партнерами?
— Самая распространенная ошибка наших бизнесменов —
настойчивое предложение выпить что-нибудь крепкое, поехать домой или, тем более, в баню. Такие вещи уместны только среди близких друзей. Часто на деловых переговорах на стол выставляются миниатюрные копии государственных флагов, которые являются атрибутом исключительно дипломатических контактов. Целование рук постепенно уходит в прошлое. Сейчас исходят обычно из того, что женщина сама должна показать, какого отношения к себе она ожидает.
И в особенности забавно выглядят балалайки, хлеб-соль и медведи.
— Знаете, дурной тон присутствует и в государственных документах. Например, как у нас называется пенсия? Пенсия ПО СТАРОСТИ! Этот термин есть только в России. И отсюда отношение к пенсионерам по остаточному принципу. И даже жизнь после выхода на пенсию называют ДОЖИТИЕМ.
— Абсолютно с вами согласен! Понятия «пенсия по старости» за рубежом нет, хотя там на пенсию идут на пять — семь лет позже, но там в пенсионном возрасте у людей начинается вторая жизнь.
Вера в Бога и барство
— Вы были одним из органицаторов церемонии захоронения Николая II и его семьи и являетесь официальным представителем Ассоциации членов семьи Романовых…
— Помню, когда мы с представителями семьи Романовых пришли в одно из военных заведений, его начальник, полковник, кинулся к Николаю Романовичу (главе ассоциации) с криком: «Ваше высочество! Разрешите доложить!» Так же неловко становится, когда на приеме кто-то обращается: «Ах, князь, возьмите тарелочку салата!». — Зачем люди раболепствуют, когда здесь уместно обычное вежливое обращение?
Кстати, мы не знаем не только бытового этикета. Не помним мы и слов гимна страны… Мне пришлось долго жить в Бразилии. Так там, когда звучит гимн, граждане прикладывают руку к сердцу. А на моей памяти был случай, когда при исполнении гимна России один из глав субъектов Федерации даже не удосужился снять головной убор.
— С другой стороны, если человек слишком навязывает свои национальные или религиозные взгляды, это тоже может кому-то мешать. Например, режиссер Никита Михалков воинствующе призывает нас верить в Бога. А неверующих называет бездуховными людьми…
— Это неправильно. Хотя я и был в числе организаторов первого после революции крестного хода на Невском проспекте, считаю, что вера должна быть делом сугубо личным. А судить человека нужно по его поступкам, а не по декларации его веры.
При всем уважении к Никите Михалкову как к художнику надо признать, что его манера поведения далека от образцовой. Барство никогда не отличало интеллигентного человека.
— Иван Сергеевич, а может быть, ну его, этот этикет! Вот едешь в метро, смотришь, здоровые мужики сидят, а бабульки стоят, на улице мат-перемат… Легче воспринимать это как данность.
— Вот если бы не было неравнодушных сограждан, то не было бы уже и культуры. Потому что хамы должны знать, что всегда найдутся люди, способные осадить их!
Смотрите также:
- Поиск своего пути. В. Тихомиров о том, что когда-то воровать будет стыдно →
- Общество без «жвачки». Михаил Решетников об агрессии и интеллигентности →
- Писатель Валерий Попов: «В любое время можно прожить достойную жизнь» →