Как зимуют бомжи

   
   

Съешь чайку!

Знаменитая Южная свалка, что рядом с Южным кладбищем за Пулковскими высотами. Она - самая большая в Европе. И с советских времен на ней орудуют и живут бомжи и всякие другие сомнительные личности.

Я словно попал в какой-то первобытный мир. По свалке рыщут бородатые люди, похожие на неандертальцев, с... луками и стрелами. Они охотятся на чаек, которых на помойке видимо-невидимо. А чайки охотятся за объедками, которые сюда сваливают мусоровозы. Меня сопровождает знакомый милиционер с пистолетом - одному появляться в таких местах опасно. Он рассказывает: «Это очень страшное место, но попасть сюда хотели бы многие бомжи города. Здесь всегда найдется еда. Бездомные строят себе хижины из досок, фанеры, войлока, делают настоящие норы в грудах мусора. Новичка здесь не примут. На Южной свалке существует жесткая иерархия и даже подобие налогов с рядовых бездомных».

Замечу, что от зловоний, парящих в воздухе, кружилась голова.

- Но здесь есть не только бездомные, - продолжает сотрудник правопорядка. - Живут в этом месте и принципиальные бродяги, которые не хотят работать, исходя из каких-то философских идей. Некоторые тут еще в советские годы «косили» от армии, привыкли, теперь так и живут.

Встречаем местного лохматого обитателя. Николай, немного «поломавшись», поведал нам о своей жизни:

- Еды много, и водка попадается. Да что водка - бывало, «лопатники» с тысячами долларов находил.

Его изрядно потрепанная спутница добавляет: «Несколько раз находили пистолеты и снайперские винтовки, может, киллеры выбрасывали. Мы их потом за деньги загоняли. А вообще здесь хорошо, много еды, много мусора, поэтому зимой можно жечь костры. Так что зимуем и в этот раз нормально». Спрашиваю, какая еда - типичный паек бомжа с Южной свалки? Женщина с черными потрескавшимися губами и выцветшими глазами отвечает: «Всегда есть хлеб, колбаса, кости с мясом, часто попадаются чипсы, шоколадки, бывает, просроченные банки с красной икрой. Если хочешь свежего мяса - убей чайку, тут их полно»...

«Была б стипендия»…

Поселок Токсово. Недалеко от Петербурга. Здесь есть элитные дома, дачи попроще, да и просто халупы. Вот их-то, как правило, на зиму и оккупируют бомжи.

   
   

Александр приехал в Петербург из Тулы, учится здесь в университете. Но на аренду жилья денег ему не хватает. Общежития парню не предоставили. Туда охотнее заселяют гастарбайтеров. Они платят больше да еще по десять человек в одну комнатушку селятся. Приходится Саше по-всякому выкручиваться. Порой ночует в таких домиках зимой.

- Мне, конечно, неудобно перед хозяевами дач, но я их имущество не порчу, - говорит 20-летний студент. - Была бы стипендия нормальная, проблем бы таких не было.

Саша по-своему уникальный человек, мог бы жить у родителей в Туле, но предпочел учиться в Петербурге, добиваться своего, несмотря на трудности. А ведь он, хотя таковым и не выглядит, - самый настоящий бомж: определенного места жительства у него нет. На этот раз Саша вышел из электрички в Токсово и стал присматривать домик для ночлега.

Все имущество - книги

Станция метро «Московская». Каждый день там на скамеечке можно увидеть высокого седовласого бомжа. При мужчине большой туристский рюкзак, в котором помещается все его имущество. И много... книг. Выглядит бомж очень интеллигентно, хотя и одет в лохмотья. Он сидит, читает, постоянные пассажиры этой станции метро к нему давно привыкли. Не трогают старика и милиционеры. Мы разговорились с бездомным, который представился Владимиром Ивановичем. На улице он оказался еще в середине 1990-х, его обманули мошенники от недвижимости, как это часто происходило в те времена. Тогда Владимир Иванович уже был на пенсии, а всю жизнь проработал инженером. Милостыню он не просит, ходит в социальную столовую. Также роется в мусорных бачках.

В принципе, с едой особых проблем нет, а вот ночевать зимой в подвале нелегко - холодно. Поэтому бездомный старик ждет закрытия метро (заодно можно почитать в тепле, а читать Владимир Иванович любит больше всего на свете).

В этот день бездомный держал томик стихов Лермонтова. «Все имеющиеся у меня книги знаю наизусть, - говорит Владимир Иванович. - Я же их уже несколько лет перечитываю, других мне не купить...»

Где взять справку

Обводный канал. Местечко недалеко от «Варшавского экспресса». Там на картоне и еще какой-то рванине кучно валяются самые опустившиеся бомжи-алкоголики. Многие оказались в таком положении после выхода из тюрьмы.

- Я сел малолетним, а освободился совершеннолетним и уже без жилья, - сиплым голосом рассказывает один из них. - Пока разбирался, что делать и куда идти, у меня в троллейбусе украли «волчий билет» (справка об освобождении. - Е.К.). А так как паспорта у меня никогда не было, то и получить мне его негде. Без паспорта каждый мент требует с меня мзду. А где мне взять регистрацию? Только купить, а чтобы купить, мне надо денег надыбать. Надыбать бабла негде - работать без документов никто не берет. Так вот и завертелось...

Многие из этих бомжей не доживут до весны. Бездомный по имени Сергей рассказывает: «Хорошо, прошлая зима была теплая. Хотя вот все равно Колян сдох... Это кореш мой. Да каждую зиму кто-нибудь дохнет, как без этого».

Смотрите также: