«Двадцатилетие мы профукали»
- «Смысловые галлюцинации» отметили 10-летие своей песни. «Ногу Свело!» решили отпраздновать совершеннолетие группы (причем, на западный манер – 21 год). Что, теперь обычные юбилеи не в моде? (Yana)
- Наше 20-летие было несколько месяцев назад, но мы его просто … профукали. Во-первых, у нас очень много дел, а, во-вторых, мы не хотели из этого делать какое-то формальное событие – мы решили, что период празднования должен быть полон сюрпризов. Что сейчас и пытаемся воплотить: пишем очень своеобразный альбом, думаем о сборнике видеоклипов, коих накопилось 27. Книжицу хотели кое-какую сделать. Еще я скоро улечу в Казахстан и надеюсь, что вернусь с сюрпризом. Он будет тоже связан с совершеннолетием группы «Ногу Свело!».
- Слышала, что «Ногу Свело!» пишут новый альбом, но на нем всего одна новая песня. Это так? (Поклонница)
- Ха, новой песни еще нет - мы ее никак не можем отрепетировать и записать. Но этот альбом делается и не ради новых песен в том смысле, как их обычно понимают. В данном случае мы хотим представить совершенно неизвестное до сих пор звучание группы «Ногу Свело!». Уже записали 16 композиций, из которых штук 10 – наши суперхиты, и еще, грубо говоря, штук 6 – достаточно известные, и, надеюсь, не самые худшие песни. Что касается новой песни, то ее вообще никто не собирался включать в новый альбом, но она по духу своему соответствует ему. Поэтому мы решили, что, если хватит сил, запишем этот романс.
- Максим, вы сказали, что новая пластинка отличается именно своим звучанием. Так в чем же особенность саунда?
- Я не очень понимаю, есть ли смысл сейчас об этом говорить. Давайте просто назову состав инструментов: электропиано, кларнет, тромбон, мягкая бас-гитара, абсолютно другой вокал (в том смысле, что моя манера пения там явно другая). Если говорить о людях, то это тоже очень странный в хорошем смысле слова состав: помимо вашего покорного слуги там многолетний штатный тромбонист Максим Лихачев; бывший клавишник Витя Медведев, который уже около года не работает в основном составе «Ногу Свело!»; на кларнете играет нынешний клавишник группы Александр Волков. В новой песне, если мы ее запишем, примет участие нынешний барабанщик Димка Кричевский и бессменный гитарист Игорь Лапухин.
«Дальше петь про пачку сигарет нет смысла»
- Максим, я знаю, что вы пишите книгу ««Ногу Свело!»: 20 лет назло шоу-бизнесу», где хотите рассказать, как в современной музыкальной индустрии можно добиться успеха. Эта книжка рассчитана на широкий круг читателей или на ваших начинающих коллег? (Читатель из Питера)
- Я не знаю, как получится. Книга сейчас тоже в стадии формирования, но вообще-то мы намеревались представить публике с юмором сделанное учебное пособие о том, как не надо делать шоу-бизнес. О том, как делая все через заднее место, добиться, чтобы такая группа как мы (и только такая, видимо), оказалась многолетней, стабильной и постоянно делающей что-то новое. Нас ни разу не отнесли (и слава тебе, Господи!) к динозаврам русского рока! Когда нам говорят, что мы не соответствуем концепции русского рока (по мнению организаторов фестивалей или радиостанций-фиганций), то большего комплимента лично для меня просто быть не может.
Я как-то был на радио (правда, крутил свою сольную песню), - во время эфира пришла на станцию SMSка от радиослушателя: «Макс, ты предал русский рок!» В эфире я ответил быстро, поскольку нужна была очень быстрая реакция: «Да, и всю жизнь именно об этом и мечтал». Но если в этой ситуации копаться, то это не совсем правда: я не мечтал, я просто никогда к русскому року не относился. А как можно предавать то, чему ты не присягал? Поэтому мы всегда были коллективом на отшибе, опять же в хорошем смысле слова. Мы толпами не ходим, мы к течениям не относимся. Не от-но-сим-ся!
- Такое ощущение, что «Ногу Свело!» стали реже появляться на телевидении и на радио. С чем это связано? (Татьяна)
- А мне эти вопросы – о том, что «Ногу Свело!» стали реже появляться, - задавались сессиями. За 20 с половиной лет нашего существования раз пять были такие периоды: «А вот вы реже появляетесь!» Знаете, это обычная история. Я же не могу быть постоянно в «Последних героях», группа не постоянно выпускает клипы. Рекламная кампания предыдущего альбома давным-давно закончилась. Мое 625-ое появление в «Последнем герое» тоже закончилось, и 627-ая версия на песню «Я - не последний герой» тоже отзвучала. Я сижу в лаборатории у себя дома, но все чаще и чаще бываю вне страны по делам группы. Приходится много мероприятий отменять. Сейчас есть приглашение на «Большие гонки» (Первый канал), съемки в июле месяце.
- Будете принимать участие?
- Если уложусь в расписание. Меня там знают и любят. Передачу снимает команда людей, которая делала «Последний герой». Ребята звали уже тысячу раз, практически на все «Гонки» с тех пор, как они идут.
- Макс, скоро лето – время больших рок-фестивалей. Увидим ли мы на них «Ногу Свело!»? (Denis)
- Если нас пригласят, обязательно выступим. Но вообще мы не всегда попадаем под концепцию русского рока. Это ж надо петь про портвейн, про курево в подъезде. А портвейн я пью только хороший. А курить я совсем не курю. Не трогаю сейчас классику в лице исключительно талантливой группы «Кино», но петь про пачку сигарет дальше, наверное, смысла нет.
«Да здравствует кризис!»
- Многие музыканты жалуются на то, что из-за кризиса становится сложно зарабатывать деньги творчеством. На вас тяжелая финансовая ситуация сказывается?
- Я очень люблю наблюдать за нытьем вокруг: «Работы нет!» А работа всегда есть. Можно брать самоучитель игры на гитаре, садиться на табуреточку и играть. Или отжиматься. Или учебник открывать и читать. Падежи можно учить в кризис. И тогда вы узнаете, что родительный падеж слова «что» будет «чего». То есть, соответственно, нет слова «че»… У нас же нет с вами статистики, что кто-то умер от голода или от холода, что порвались последние рейтузы… Есть батареи в квартирах и есть корм. Есть учебник русского языка. Замечательно!
Сам я на бирже не играю, коммерческого подхода у «Ногу Свело!» никогда не было. Я никогда не знал, как пишется хит. Когда мне много лет советовали: «Напиши такую же песню, как «Хару Мамбуру», я недоумевал и недоумеваю до сих пор – как можно написать вторую «Хару Мамбуру»? Коммерческий подход мне не свойственен, соответственно, я и мои музыканты принадлежим к тем людям, которые добивались успеха, сами не зная, как и сами не зная почему – мы просто делали то, что любим. Поэтому я считаю, самый коммерческий подход в кризис – одеть рейтузы, которые еще не порвались, съесть краюшку хлеба, на которую пока еще у всех хватает денег, и заняться изучением русского языка. Именно тогда (есть маленький шанс) в нашей стране будут появляться передовые люди, умы, силы, души, таланты, которые будут пытаться двигать вперед культуру, в частности, массовую, повышать ее качество. Если мы растеряли свою аристократию, то можем попытаться приобрести ее: оплодотворив, родив, вырастив, накормив, вскормив, отведя в школу. Научив говорить «Здравствуйте!», а не толкаться на ходу… Может, поколений через пять у нас появится своя аристократия. Это ли не коммерческий подход к развитию всего, в частности, той отрасли культуры, которая называется «музыка»? Да здравствует кризис! Подольше бы он продлился!
- Учитывая ваши планы, наверное, бессмысленно спрашивать вас про отпуск?
- Да, в этом году про можно отпуск забыть. Я очень надеюсь, что одна из деловых поездок в Лондон будет еще и разбавлена концертом Мадонны 5 июля. Если я не ошибаюсь, билеты уже куплены, уже доставлены по адресу, к нашим друзьям в том замечательном городе. Я думаю, что это станет маленьким отпуском. И очень надеюсь, что если не со всей семьей, то с частью ее проведу пару дней во Франции на «Больших гонках». Хоть не для меня, но для моих это тоже будет отдых.
- Вы ведь оптимист?
- Что бы я делал в противном случае?..
- Я просто хотела, чтобы вы дали позитивный совет нашим читателям, как пережить кризис.
- Каждый должен заниматься своим делом. Работать, любить свою работу и уважать людей, которые вокруг. Мне до сих пор никто не объяснил, что такое кризис, потому что на планете Земля не стало меньше ресурсов, не стало меньше здоровых мужчин, которые могут взять плуг и вспахать поле, не стало меньше станков, к которым может подойти рабочий и вытачать деталь. Произошел какой-то кризис финансовой системы, это значит, кризис в головах, компьютерах, - где угодно! И выход из него должны искать специалисты. Как людям чувствовать себя психологически? Надеюсь, что все здравомыслящие не пойдут к психологам. Потому что их, шарлатанов, развелось очень много. Я думаю, что люди должны пойти на площадку – отжиматься, подтчягиваться, потом к станку - оттачивать деталь, потом к плите – приготовить кашу, потом к детям – уложить их спать. Прочесть им хорошую сказку – желательно не из новых. И все будет хорошо.
Смотрите также:
- Алексей Горшенев, группа «Кукрыниксы»: Нужно все время таранить этот мир →
- SunSay: «Самая значимая точка на земле - это здесь и сейчас» →
- Константин Кинчев: «Жизнь удивляет меня постоянно» →