Беседа получилась жесткой...
Итак, с чего же все начиналось? В 2008 году Илья Биязов, проживавший в Петербурге, попался на мелкой краже. На суде он получил срок в 1 год и 3 месяца колонии-поселения. Это самый легкий из существующих режимов в неволе. Биязов был направлен в колонию-поселение при Следственном изоляторе ГУФСИН России по Петербургу и области №6, что в Ленинградской области, в поселке Горелово.
Там Биязов «мотал» свой небольшой срок, характеризовался положительно, а потому, согласно закону, получил небольшой отпуск. В феврале он отправился к знакомой женщине во Владимир. Запил. И не вернулся в колонию к положенному сроку. Это было квалифицировано как побег. Его поисками занималась оперативно-розыскная служба петербургского ГУФСИН. Спустя 12 дней она обнаружила Биязова в поселке под Владимиром. Возможно, в пути обратно здоровье Биязова несколько ухудшилось, так как отвезли его не в гореловскую колонию, а в тюремную больницу имени Гааза, находящуюся в центре Петербурга (было это 16 февраля в 22 часа). По словам одного из работников ГУФСИН Спб и ЛО, сотрудники розыскной службы «из-за этого Биязова несколько дней сидели в засадах, мокли под дождем...» По официальной версии, при задержании у Биязова просто обострилась язвенная болезнь (она у него действительно была).
На следующий день 17 февраля в больнице и начались драматические и скандальные события. Там с 9 до 13 часов побывали сразу несколько высокопоставленных сотрудников ГУФСИН. Это начальник оперативно-розыскной службы Управления Вячеслав Тепель, начальник СИЗО в Горелово Андрей Гаврилов. Сотрудники тюремной больницы, опасаясь за здоровье Биязова, вызвали работников прокуратуры и УФСБ по Петербургу.
Первого зама арестовали в Калининграде
Как результат, в различных следственных изоляторах Петербурга оказались Вячеслав Тепель, Андрей Гаврилов и Александр Хачекян (заместитель Гаврилова). СУ СК при прокуратуре РФ по Санкт-Петербургу предъявило им обвинение в превышении должностных полномочий. А вскоре то же обвинение было предъявлено и первому заместителю начальника ГУФСИН по Спб и ЛО Евгению Бычкову! Правда, незадолго до этого, как предчувствуя, Бычков подал рапорт об увольнении. И уехал в Калининград. Именно там он был арестован и этапирован в Петербург, где и находится сейчас под стражей.
Корреспонденту «АиФ-Петербург» удалось попасть в кабинет начальника ГУФСИН по СПБ и ЛО Владимира Маленчука. Он сообщил, что официальные комментарии по поводу арестованных коллег сейчас, когда идет следствие, он делать не вправе. Но позже обязательно проведет собственную служебную проверку, о результатах которой непременно расскажет.
Посмотрим, что покажет проверка. Но самое страшное уже случилось. Осужденный Илья Биязов в возрасте 34 лет от полученных травм скончался. К сожалению, это не единственный случай в отечественной пенитенциарной системе.
Помогают следствию?
Совсем недавно начальник следственного изолятора N 6 в Горелово Андрей Гаврилов и его заместитель по воспитательной работе Александр Хачекян были отпущены из СИЗО-4. Это подтверждает пресс-служба питерского ГУФСИН. Бычков и Тепель, по нашим данным, по-прежнему находятся за решеткой. С чем может быть связано то, что Гаврилова и Хачикяна выпустили «по подписке о невыезде»? По некоторым данным, которые подтверждают сразу несколько источников, Гаврилов и Хачикян пошли на сотрудничество со следствием. Вячеслав Тепель и Евгений Бычков вину свою категорически отрицают.
Комментарий эксперта
Адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург», член правозащитного совета Санкт-Петербурга Иосиф Габуния:
- Основной закон Российской Федерации признает права и свободы человека высшей ценностью. Соблюдение и защита прав осужденных также является обязанностью государства наряду с защитой прав других граждан. Статья 21 Конституции РФ устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Уголовно-исполнительное законодательство РФ, а также практика его применения должны основываться на строгом соблюдении прав осужденных, прежде всего, гарантий защиты их от пыток и насилия.
Аресты четырех высокопоставленных сотрудников ГУФСИН России по СПб и ЛО свидетельствуют о том, что в российской пенитенциарной системе есть огромные проблемы. Наконец, правоохранительные органы признали факты превышения должностных полномочий.
Однако окончательно вина первого заместителя по оперативной работе руководителя ГУ ФСИН России по СПб и ЛО Евгения Бычкова, начальника оперативно-розыскной службы ГУ ФСИН России по СПб и ЛО Вячеслава Тепеля, начальника СИЗО № 6 Андрея Гаврилова и его заместителя Александра Хачикяна может быть установлена только судом.
Случаи смерти осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных колониях, факты превышения должностных полномочий сотрудниками и нанесения телесных повреждений не единичны. По официальным версиям, сотрудники исправительных учреждений не имели никакого отношения к подобным инцидентам. Адвокаты и правозащитники Санкт-Петербурга неоднократно обращались в прокуратуру и руководству ГУ ФСИН России по СПб и ЛО с заявлениями о нарушении прав осужденных. Однако правоохранительные органы игнорировали данные обращения и давали формальные ответы об отсутствии событий преступлений. Возможно, именно смерть Биязова И.Ю. станет поводом для отстранения сотрудников исправительных учреждений, и основанием для привлечения их к уголовной ответственности.
Смотрите также:
- На грани бунта. В колонии №6 осуждённые убивают «неправильных» зеков →
- Форносово особого режима →
- Тюремщики - в тюрьме →