В Санкт-Петербурге Кармапа 17-й провел «Посвящение на Белую Тару» или Освободительницу, как ее называют буддисты. В ходе визита ламы в наш город мы попросили Его Святейшество ответить на вопросы, которые интересны нам и читателям сайта SPB.AIF.RU
Если есть желание, найдется и способ
- Как западному занятому человеку, не имеющему возможности посещать медитации, ходить в храм, заниматься своим духовным развитием, все же двигаться к просветлению? Может, есть простые правила, которые надо выполнять?
- Если есть желание, найдется способ. Если мы хотим чего-то достичь, и прилагаем к этому свой ум, то у нас все получится. И тому есть убедительные примеры. В буддизме для разных образов жизни существуют различные пути и методы, которые можно применять. И самая простая практика, которая наверняка подойдет к самому занятому образу жизни – это практика осознанности. Мы всегда можем задуматься, в каком мы состоянии находимся, и понять, как у нас идут дела.
Это то, что мы можем делать, если нам не хватает времени на что-то большее. Чем лучше мы осознаем свое состояние ума, тем меньше у нас места для ошибок, неправильных действий и тем лучше мы осознаем, какие мы делаем пожелания и чего мы хотим.
- Многие молодые люди, окончив школу, не могут определиться со своей будущей профессией, не могут понять, чем им заниматься. Другие уже в середине жизни начинают понимать, что все, чем они занимались, не приносило им морального удовлетворения. Ккак найти себя, как понять, кто ты есть в этом мире?
- Буддисты считают, что жизнь человека оформляется посредством его действий. Действия прошлых дней, недель, месяцев и прошлых жизней могут влиять на то, что происходит сейчас. И самое важное, что должен понять человек, это то, что надо просто вести себя наилучшим образом, насколько у него получается.
Какие бы профессии, и какую бы жизнь мы не выбирали раньше, мы всегда можем использовать это как опыт. И благодаря этому опыту чему-то научиться и что-то приобрести.
Наверное, это может быть хорошим руководством для того, чтобы смотреть в будущее и думать, что мы хотим делать. Так, чтобы мы могли продвигаться дальше.
- Согласны ли вы с тем, что в современном мире материальные ценности имеют больший вес, чем ценности духовные? Если да, нужно ли исправлять эту ситуацию и как ее исправлять?
- Все зависит от индивидуальной точки зрения. От того, как мы живем, от нашего менталитета, от многих факторов. Наверное, наилучшим, самым гармоничным способом будет понять, что духовный путь – это только средство. Средство приносит счастье в жизнь, но не является окончательной целью. И если вы знаете, как соединить материальный путь и духовные путь вместе, то это поможет принести пользу и непоколебимость в жизни всем. Лучше не впадать в крайности, а уравновешивать обе стороны жизни. Может быть, для каждого человека в отдельности материальные условия могут быть не так важны, но если мы думаем обо всем обществе в целом, то хорошо использовать их мудро, чтобы было разумное равновесие между духовным и материальным.
- Как распознать настоящую любовь? Что в вашем понимании «любовь»?
- В мире существует много комментариев по поводу любви. И, опять же, все зависит от индивидуальной точки зрения. В моем понимании самая лучшая форма любви – это та, которую мы создаем, когда принимаем так называемое отношение Бодхисатвы, то есть просветленный настрой. Это означает то, что мы не позволяем своим собственным эгоистическим мыслям и интересам конфликтовать и обижать другого. Часто любовь путают с привязанностью или желанием. Мы думаем, это любовь, но поскольку нам не хватает осознанности и внимательности, мы позволяем себе ошибочно принимать одно чувство за другое. Если неуклонно поддерживать внимательность и осознанность, то тогда мы сможем отличить истинную любовь от того, что ею не является. И, наверное, лучший пример, который мы всегда можем проиграть в уме, это та любовь, которую мы испытали от наших родителей, главным образом, от матери. Любовь родителей проявляется без каких-либо ожиданий. И если мы сами можем проявлять такую любовь по отношению к другим, то, я думаю, это и будет являться истинной любовью.
Надежда всегда есть
- Что для вас означает терпение? Нужно ли терпеть, хорошо ли терпеть, есть ли предел терпению?
- Я думаю, терпению нет предела, если мы правильно понимаем природу терпения. Если это понимание есть, то у нас появляется возможность достичь всего и преодолеть всевозможные преграды. Но самое трудное – это применять умение терпения к самому себе. Проще быть терпеливым к тому, что думают, делают или говорят другие. А настоящее терпение, как я понимаю это из учения – это жить терпением, быть терпеливым к самому себе и не позволять своим собственным желаниям и стремлениям быть более важными, чем интересы других. Это означает умение быть довольным и удовлетворенным жизнью. То есть знать, как управлять своими желаниями и действиями.
- Сейчас бушует экономический кризис, много людей осталось без работы, из-за этого они впадают в отчаяние. Ваш совет - как пережить этот тяжелый период?
- Кризис, конечно, очень неприятная ситуация для всех, кого он затронул. Все, что я могу посоветовать – не терять надежду. Надежда – это не просто слепая вера. Надежда всегда есть. И факт остается фактом, какой бы кризис нас не коснулся, все мы по-прежнему находимся здесь, мы все еще живы и дышим. И до тех пор, пока дышу – надеюсь. С этой точки зрения, любая трудная ситуация является хорошей ситуацией. Мы всегда можем чему-то научиться, чтобы с нами не случилось. И поэтому мы учимся и изучаем историю, чтобы быть в состоянии поправить нашу будущую жизнь и жизнь следующих поколений.
Что касается этого кризиса, то самое лучшее, что мы можем сделать в этой ситуации - чему-то научиться на ней и сохранять надежду. В истории моих предков, истории моей страны я вижу много примеров людей, которые сохраняли надежду и преодолевали трудности. С буддистской точки зрения для нас наилучшим примером является то, как прожил свою жизнь Будда. Он неуклонно искал смысл жизни и постоянно исследовал, какой вид кризиса происходит в жизни. И он обнаружил, что самым главным кризисом в жизни является сама жизнь. Будда понял, что самое лучшее, чему можно научиться – это научиться быть довольным и использовать мудрость и сочувствие как способ управлять своими действиями. Он неуклонно применял эти методы, пока не достиг своей цели – свободы. Свой опыт Будда выразил в огромном количестве поучений, из которых можно понять, что ключом преодоления всех кризисов в жизни является сочетание сочувствия и мудрости. И еще то, что не нужно держать этот опыт только для себя – следует делиться им с другими.
Я уверен, что таким образом мы можем поступать все. И благодаря этому у нас будет счастливая и полная смысла жизнь, красивая жизнь.
Справка «SPB.AIF.RU»
Кармапа буквально переводится с тибетского как «господин кармы». Наряду с Далай-ламой он перерождается для того, чтобы помогать живым существам. Каждый Кармапа в конце своей жизни оставляет письмо или устные наставления о том, где можно будет найти его следующее воплощение. Также утверждается, что, родившись вновь, Кармапа помогает себя узнать, заявляя в раннем детстве «Я Кармапа», произнося мантры или садясь в позу для медитации. Ламы, поддерживающие линию, проверяют ребенка, показывая ему вещи и книги предыдущего Кармапы, которые он должен узнать.
В настоящее время Кармапа 17-й, глава одной из основных тибетских буддийских школ – школы Карма Кагью, живет в Калимпонге (Индия), где продолжает традиционное буддийское образование. Он изучает буддийские тексты, западную философию, санскрит, тибетский и английский языки, осваивает компьютер, любит спортивные игры. Вместе с тем, Тринле Тхайе Дордже медитирует несколько часов в день и время от времени принимает участие в многодневных медитационных уединениях.
Смотрите также:
- Энергетических вампиров в мире в 3 раза больше, чем «доноров». Как от них защититься? →
- «Боюсь спускаться в метро». Как извлечь пользу из страха →
- Услышь свою Судьбу →