«Голубые» в СССР. Как жилось гомосексуалистам с 1934 по 1993 годы

   
   

Дискуссия вокруг возможного ограничения прав представителей сексуальных меньшинств в последнее время ведется довольно жарко. Особенно активно этот вопрос обсуждался во время принятия сразу несколькими российскими регионами закона о запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии среди несовершеннолетних. Правозащитники в один голос заявили, что этот закон, одним из вдохновителей которого оказался петербургский депутат-единоросс Виталий Милонов, ущемляет гомосексуалистов в правах, и прозвали его «гомофобным». 

По сравнению с либеральным европейским законодательством, российские ограничения на «пропаганду однополой любви» действительно выглядят довольно недемократично. Однако сравнивать их с гонениями, которым подвергались гомосексуалисты в СССР, все равно нельзя. Ведь в советское время лица нетрадиционной сексуальной ориентации были вне закона. За решёткой по обвинению в «мужеложстве» порой оказывались весьма известные люди...

«АиФ-Петербург» решил вспомнить историю преследования гомосексуализма в Советском Союзе.

В УК РСФСР 1922 и 1926 гг. гомосексуализм не упоминался... Советские медики и юристы поначалу очень гордились прогрессивностью своего законодательства. На Копенгагенском конгрессе Всемирной лиги сексуальных реформ (1928) оно даже ставилось в пример другим странам. В 1930 г. Марк Серейский писал в «Большой Советской энциклопедии»: «Советское законодательство не знает так называемых преступлений, направленных против нравственности. Наше законодательство, исходя из принципа защиты общества, предусматривает наказание лишь в тех случаях, когда объектом интереса гомосексуалистов становятся малолетние и несовершеннолетние...»

Они занимались развращением красноармейцев и краснофлотцев?

Итак, ныне несуществующая уголовная статья № 121 («мужеложество»; отменена в 1993-м), появилась в УК при весьма интересных обстоятельствах. Заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода связывал существование гомосексуальных сообществ с контрреволюцией и шпионажем. И вот в своей докладной записке Сталину осенью 1933 года он писал об аресте членов группировок, которые занимались «созданием сети салонов, очагов, притонов, групп и других организованных формирований педерастов с дальнейшим превращением этих объединений в прямые шпионские ячейки».

В декабре 1933 года в очередном письме Сталину Ягода утверждает: «Педерасты занимались вербовкой и развращением совершенно здоровой молодёжи, красноармейцев, краснофлотцев и отдельных вузовцев. Закона, по которому можно было бы преследовать педерастов в уголовном порядке, у нас нет. Полагал бы необходимым издать соответствующий закон об уголовной ответственности за педерастию». И уже 7 марта 1934 года вступает в силу закон, согласно которому мужеложство квалифицируется как уголовное преступление во всех республиках СССР. Срок наказания ― 5 лет. Если применено насилие или имеется в наличии доказанная связь с несовершеннолетними - 8 лет. Женщины по этому законодательству почему-то не преследовались.

   
   

Насколько был верен тезис Ягоды, сейчас сказать трудно. Однако стоит напомнить, что начало XX века - время «декоданса» и «серебряного века» - стало временем и различных сексуальных извращений, которые резко вошли в моду. В том числе и педерастия. А как показывает практика спецслужб, частенько именно через «голубую страсть» вербуются агенты, шантажируются дипломаты...

По тысячи человек в год на нары

Естественно, гомосексуалисты есть в любом обществе, независимо от его политического устройства. На то есть объективные природные причины. В СССР «голубой любовью» по традиции баловалась богема. Но не только. Вот статистика. В 1930-1980-х годах по ст. 121 ежегодно осуждались и отправлялись в тюрьмы и лагеря около 1000 мужчин. В конце 1980-х их число стало уменьшаться. По данным Министерства юстиции РФ, в 1989 г. по статье 121 в России были приговорены 538, в 1990 ― 497, в 1991 ― 462, в первом полугодии 1992 г. ― 227 человек.

Надо отметить, что и советская тюрьма плодила гомосексуалистов. Многие зеки, привыкшие к услугам «петухов», на воле на женщин внимания уже не обращали. Ужасное положение «петухов» и разгул сексуального насилия в тюрьмах и лагерях подробно описаны в многочисленных диссидентских воспоминаниях (Андрея Амальрика, Эдуарда Кузнецова, Вадима Делоне, Леонида Ламма и других) и рассказах тех, кто сам сидел по 121 статье или стал жертвой сексуального насилия в лагере (Геннадий Трифонов, Павел Масальский, Валерий Климов и другие).

Фёдор Феллини

Одним из самых известных осуждённых по «голубой» статье был ныне покойный армянский режиссер Сергей Параджанов. Он сел в 1973 году на 5 лет. В лагере был отнесён в соответствующий «пернатый» контингент. Впрочем, Параджанова это не расстроило ― он был открытым и принципиальным гомосексуалистом. На имя этого известного заключённого регулярно приходили международные телеграммы со словами поддержки от некоего Ф.Феллини. О том, что это один из величайших режиссёров в мире, в закрытом СССР знали лишь избранные. К коим не относились стражи порядка. Так вот, накануне очередного Нового года, получив депешу - «Поздравляю с наступающим, надеюсь на скорую встречу», начальник тюрьмы вызвал Паражданова к себе и поинтересовался: кто такой этот Феллини и какое отношение он имеет к советскому зэку? Уж не шпион ли?

Сергей Иосифович тут же выдал экспромт: «А-а, Фёдор! Так это мой родной брат. Да, в Италии живёт, вышло так. Бабушка наша была итальянской революционеркой. Еще октябрёнком попал Фёдор к ней, да так и остался на воспитание: старушка родню упросила. И фамилия у Феди в честь бабушки - Феллини, это по-итальянски значит «несломленная». Хочет Фёдор приехать - с Новым годом меня поздравить, ведь сколько лет с братом не виделись, а заодно прочитать заключенным лекции о праздновании Нового года итальянским пролетариатом. Так что думайте: нужна вам лекция от братской Италии, которая позволит нашей тюрьме прославиться как наиболее грамотно построившей празднование Нового года, или не нужна?!»

Тюремное начальство доложило о заманчивом предложении наверх. Вопрос о «приезде итальянского просветработника Фёдора Феллини, родного брата заключенного Параджанова» долго согласовывался с вышестоящими инстанциями, пока в Москве, наконец, не заподозрили подвох... В итоге Новый год Параджанов встречал без Феллини.

«Голубые» списки

Ещё одним известным голубым сидельцем был главный режиссер Ленинградского Театра Юного Зрителя Народный артист РСФСР Зиновий Корогодский. Однако многих и многих гомосексуалистов от искусства и кино милиция и КГБ не трогали. Однако имели на них полное досье. Как рассказал нашему корреспонденту один бывший следователь прокуратуры Ленинграда, он как-то дежурил по городу в здании на Литейном, 4 (УКГБ) и случайно заглянул в «голубые списки». А там!.. Артисты со званиями «народного», поэты, писатели и, конечно, политики, как без них в таком деле.

С началом же 1990-х «голубым» можно было уже не скрываться. Во всяком случае - от правосудия.

Смотрите также: