Лучший молодой программист России Егор Суворов – о профессии, которая меняет мир

Фото из личного архива Егора Суворова

«Команду США называем «второй командой Китая»

SPB.AIF.RU: - Егор, расскажите, как проходила в этом году Олимпиада по программированию? Как все было организовано?

   
   

Егор Суворов: - Олимпиада длилась семь дней, а само соревнование четыре. В день открытия был пробный тур. Во время него дают 2-3 часа, когда участники сидят за компьютерами и изучают систему, в которой предстоит работать. В этом году во время пробного тура выяснилось, что не работает сочетание клавиш Alt + Tab – переключение между окнами. Мы все любим пользоваться клавиатурой и для нас это было неожиданностью. Организаторы всё исправили уже к первому туру.

Часов в 8 вечера начался так называемый «карантин» - время, когда тим-лидерам дают задачи для перевода. Они сначала утверждаются, а затем переводятся на разные языки. В это время тим-лидерам общаться с участниками нельзя. У нас собрали мобильные телефоны, отключили интернет, чтобы руководитель не передал ключевые идеи задач команде.

Надо сказать, что в этом году в Италии «карантин» был организован не очень хорошо. В прошлом году участники и руководители команд жили в разных корпусах и не могли никак пересечься. Все что сделали итальянцы в этом году – просто поставили перегородку в столовой, запустили людей с двух разных концов и разнесли время прибытия автобуса на полчаса. О качестве «карантина» говорит то, что нам удалось помахать из автобуса нашим лидерам.

Далее соревнования проходили в два тура, во время которых мы решали по три задачи и набирали баллы.

SPB.AIF.RU: - Команды из каких стран были самыми серьезными соперниками?

Егор Суворов: - Ну, конечно, это был Китай. И команда США, которую мы называем «вторая команда Китая». За них на Олимпиаду ездят мигранты из Азии. Правда один участник из США всё-таки в их команде есть. Но занял он лишь 90-е место, остальные заняли 1-е, 10-е и 22-е.

   
   

SPB.AIF.RU: - Как нашим ребятам удалось завоевать «золото» в общекомандном зачете?

Егор Суворов: - Хочу подчеркнуть, что эти соревнования, прежде всего, индивидуальные, а командный зачет – неофициальный. Не знаю, как это происходит в других странах, но в России любят заниматься таким подсчетом. Точно так же считают общий медальный зачет на спортивных Олимпиадах.

Каждый участник индивидуально получил золотую медаль. Они определяются следующим образом – половина участников олимпиады получает медали. Далее получается что 1/6 медалистов – «золото», 1/3 – «серебро» и оставшиеся от половины уже «бронза». Соответственно золотых было 26, серебряных 52, а бронзовых 77 медалей.

Получается, что 4 участника, представлявших Россию, получили «золото», также как и 4 участника от Китая. У остальных команд такого не было. Всего же участников было 317.

Россия всегда довольно хорошо выступает, хоть и не является главным фаворитом. Если смотреть по сумме баллов, то последние три года мы стабильно в тройке. Четыре золота набрать очень трудно. Здесь нужно не два сильных и два слабых участника. Должны быть четыре сильных человека, которые способны выступить отлично.

 

Фото из личного архива Егора Суворова

 

SPB.AIF.RU: - Кто тогда был первым среди золотых медалистов?

Егор Суворов: - В этом году безусловным фаворитом был белорус Геннадий Короткевич – человек, который побил все мыслимые рекорды на Олимпиаде – за все предыдущие олимпиады он собрал 7 медалей, 6 из которых золотые. В частности, он выиграл 3 предыдущих соревнования. Но в этом году он стал всего лишь вторым, а 1 место занял американец Джонни Хо, набрав высший балл и решив все задачи. У меня же было пятое место – высшее из всех россиян.

SPB.AIF.RU: - На эти соревнования поехали четверо лучших молодых программистов со всей страны. Сколько всего человек участвовали в отборе?

Егор Суворов: - Я слабо представляю себе точную цифру, ведь 200 человек участвуют на региональном этапе в Петербурге, а сколько в Москве – страшно представить! Счет идет минимум на тысячи.

«В явной форме предложения о работе не получал»

SPB.AIF.RU: - Егор, вы представляете молодую элиту программистов России. Поступали ли вам предложения о работе от каких-то компаний? К примеру, от социальной сети «Вконтакте», которая базируется в Петербурге.

Егор Суворов: - Подчеркну, что мы элита именно олимпиадного программирования. Олимпиады специфичны в том плане, что решать поставленную задачу надо очень быстро. В промышленной разработке ты работаешь не один, а совместно с другими программистами в течение недель, месяцев, лет. Здесь же есть только 5 часов и ты один.

С «Вконтакте» у нас довольно дружелюбные отношения. В явной форме я предложения о работе не получал. То, что в СМИ сказали, что нас завалили предложениями о работе – не так. Компании, конечно, к нам присматриваются, нас знают, и в случае чего можно подойти и спросить, что еще нужно изучить.

 

Егор Суворов на VK Cup 2012 вместе с Павлом Дуровым

 

SPB.AIF.RU: - Когда вы будете выбирать для себя путь развития карьеры, на что будете ориентироваться – интерес или деньги?

Егор Суворов: - Лично я буду ориентироваться на интересность задач, потому что программирование мне нравится, и я не хочу, чтобы это превращалось в монотонное сидение на стуле и недовольство тем, что мне приходится писать. Мне не слишком интересно брать нарисованную картинку и делать так, чтобы она двигалась.

SPB.AIF.RU: - Какой проект вы считаете интересным?

Егор Суворов: - К примеру, компания Abbyy, которая является спонсором олимпиадных сборов. У них есть очень интересные разработки. Скажем, программа, которая распознает текст после сканирования. Также они уже в течение 10 лет работают над переводчиком, который разбирает фразу на смысловые части, а потом собирает ее по кусочкам на другом языке. То есть работает больше на уровне смысла, нежели на уровне заложенных фраз. Для сравнения, переводчик Google собирает статистику и говорит, что фраза переводится приблизительно вот так. В связи с этим возникают разные неточности.

«В зарубежных вузах есть свой прикол»

SPB.AIF.RU: - Есть ли у вас желание покинуть Россию ради работы или учебы?

Егор Суворов: - Уехать работать – не уверен. А вот учиться за рубежом хотелось бы. В прошлом году я ради интереса попытался поступить в Массачусетский Технологический Институт – топовый вуз в сфере робототехники. Меня не взяли. Почему – не знаю. Возможно, я не сделал чего-то фундаментального, чему там всех учат с малых лет или невнятно написал эссе. Никакой возможности узнать об этом у меня нет.

В зарубежных вузах есть свой прикол. Если в наши университеты поступаешь летом, то в зарубежные топовые вузы США требуют документы уже к декабрю. К тому же, если у нас система достаточно прозрачная – сдал ЕГЭ, отсортировали, получили ТОП-100, то у них система больше напоминает черный ящик. Ты в него загрузил какие-то документы, тебе сказали, что это вроде бы то, что нужно. После чего тебе высылают письмо с положительным ответом, либо с отказом. Как работает эта система – непонятно.

SPB.AIF.RU: - Почему тогда для дальнейшего образования вы выбрали СПбГУ?

Егор Суворов: - У меня был выбор между двумя петербургскими ВУЗами - СПбГУ и ИТМО. Я очень люблю Санкт-Петербург и не хочу уезжать в Москву. Москва, в принципе, не очень нравится. В итоге я остановил свой выбор на СПбГУ. Туда я поступил на бюджет вне конкурса, потому что у меня был диплом всероссийской олимпиады по программированию.

SPB.AIF.RU: - Вы помните момент, когда в вас проснулся интерес к программированию?

Егор Суворов: - Все началось в начале первого класса, когда я сказал, что хочу заниматься программированием. Откуда я услышал это слово и решил, что хочу им заниматься – не знаю. Моя мама отвела меня в Аничков дворец, в кружок по программированию, и попросила преподавателя, чтобы я там посидел – вдруг что-нибудь пойму. Через месяц меня уже было за уши оттуда не оттащить. С этого все началось.

С 1-го по 3-й класс я занимался прикладным программированием – программы, игры какие-то. В конце 3 класса меня отвели на занятие кружка по олимпиадному программированию, но я ничего не понял. Какие-то ограничения по времени, по памяти, работа с файлами – было непонятно, что это вообще такое. В начале 5-го класса я все-таки начал заниматься, меня взяли на весенние петербургские сборы, которые проводятся перед всероссийской олимпиадой.

Тогда я на олимпиаду не прошел. Попал туда только в 6-м классе. Тогда мне не хватило буквально 5 баллов до диплома третьей степени. Но я попал на летние сборы – по тем временам присутствие там 6-классника было чем-то необычным. Все были намного старше – обычно 9-й, 10-й, 11-й класс. После этого я начал участвовать в олимпиадном движении.

SPB.AIF.RU: - Но есть же у вас какие-то интересы помимо программирования?

Егор Суворов: - Программирование - самое интересное, что у меня есть в жизни, но не только олимпиадное. Также я много лет занимаюсь программированием роботов – в 2009 году мы с командой заняли 3 место на мировых состязаниях.

Еще можно назвать музыку. Люблю слушать все подряд. От русской оперы до финского металла, как однажды сказала мама. Сейчас я учусь на втором курсе музыкальной школы для взрослых по классу фортепиано. По сути это второй класс музыкальной школы. Видимо, в Петербурге этого требует душа. Играю во фрисби, хожу в тренажерный зал, чтобы не засиживаться.

SPB.AIF.RU: - Появятся ли в ближайшее время какие-то вещи в сфере IT, вроде социальных сетей и Твиттера, которые круто изменят жизнь людей?

Егор Суворов: - Предполагаю, что появятся 3-4 концепции, которые будут абсолютно новыми. Либо же хорошо забытые старые и хорошо реализованные. Например, тот же Facebook. Социальные сети были и до него. Но Facebook сказал, что на сайте должны общаться реальные люди. Твиттер же сказал, что большие сообщение – нехорошо, давайте сделаем маленькие, так чтобы было коротко, емко и ясно.

Я верю, что в ближайшие 10 лет ключевых идей, которые перевернут все с ног на голову, будет 3-4 штуки. Так как мир многогранен, я боюсь представить, что будет дальше.

Интервью с напарником Егора Суворова по сборной России Алексеем Гордеевым читайте здесь.