Епископ Назарий - о новом Папе Римском и современной пастве

Фото: Татьяны ШВЕЦОВОЙ

Санкт-Петербург, 25 марта – «АиФ-Петербург». Праздничные мероприятия продлятся весь год (см. программу), и завершатся 6 декабря - в день преставления святого Александра Невского. 

   
   
О современной пастве, «православных активистах» и новом Папе Римском мы поговорили с наместником Лавры, епископом Кронштадтским Назарием (Лавриненко).
 
- На самом деле, решение о строительстве Лавры было принято ещё в 1704 году, - рассказывает Владыка. - А шесть лет спустя, в 1710-м, появляется и первое официальное упоминание в документах. Тогда Пётр I издал приказ строить на берегу нынешней речки Монастырки Александро-Невский монастырь. В то время считалось, что на этом месте в 1240 году войска святого князя Александра Невского разгромили шведов в Невской битве. Так что согласно светской логике годом основания Лавры нужно считать 1710-й, когда был заложен первый камень. А вот по церковным законам днём рождения считается день, когда в храме отслужили первую Божественную литургию, то есть 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1713 года.

Милостыня для мафии

«АиФ-Петербург»: - У православных начался Великий Пост. Однако всё чаще можно услышать мнение, что ограничения в еде были оправданы много лет назад, когда люди вели размеренный образ жизни. А современному человеку, с его нагрузками и постоянным стрессом, поститься не только не обязательно, но и вредно.
- И вот пришёл такой «верующий» в конце напряжённого рабочего дня домой, распахнул холодильник, отломил сырокопчёной колбаски, закусил мясными котлетками и завалился на диван смотреть фильм «Страсти Христовы». Это и есть современный взгляд на страдания Господни? Просто кощунство! И с каким настроением такой человек встретит Пасху? Чем она будет отличаться для него от других дней? Разве что наличием крашеных яиц на столе.
Конечно, основная суть Поста заключается не в ограничении в еде. Но и в этом тоже! Потому что с набитым желудком ничего не хочется делать. Какая уж там молитва! Какие уж там размышления о пути Христовом! Когда человек себя ограничивает, он невольно задаётся вопросом - а для чего я это делаю. Так он начинает размышлять - о своём духовном состоянии, своём месте в жизни. Он спрашивает себя: а каким я приду к Пасхе? А что я сделал для своего спасения? А может, это я своими грехами возвёл Христа на крест? Ведь это случилось не только 2000 лет назад, но происходит и по сей день - мы сами своими скверными поступками вбиваем гвозди в ладони Спасителя. А Пост и нужен как раз для того, чтобы оценить, где мы сейчас находимся.
«АиФ-Петербург»: - Во время Поста хочется особенно чутко относиться к окружающим, помогать нуждающимся. Однако большинство просящих милостыню на улицах города на самом деле работают на криминальные структуры. Как же быть? Следовать проповеди «просящему у тебя - дай», даже несмотря на то, что эти деньги пойдут не на благие дела?
- Если вы подаёте милостыню с тяжёлым сердцем - лучше этого не делать. Никакой пользы от такой благотворительности не будет. Лучше осмотреться вокруг, и тогда вы наверняка увидите тех, кто действительно нуждается, и кому хочется помогать искренне. Возможно, в вашем доме живут забытые старики или мать-одиночка, тянущая троих детей… Дела милосердия тоже должны быть избирательны и не вызывать чувство недоверия и отторжения.

«Защитники церкви»

 
«АиФ-Петербург»: - В конце 90-х народ массово хлынул в церкви. Называть себя верующим стало едва ли не «модно». При этом о храме эти прихожане знали немного. Для них священники даже термин придумали - «захожане» - заскочат в храм, поставят на бегу свечу, вот и вся вера. Что изменилось с тех пор?
- Действительно, лет 15 назад был такой феномен. Что, с одной стороны, и неплохо - кто-то всё-таки задерживался, искренне обращался в веру. С другой - в церковь нанесло много случайных людей. Мужики в малиновых пиджаках с золотыми цепями, парни в спортивных костюмах с очумевшими глазами. Спрашиваешь такого, зачем пришёл в храм - «Церковь спасать!» А то, что он сам здесь спасается, ему и в голову не приходит. Сейчас грязная пена почти сошла, люди приходят в Церковь более осмысленно, а паства в среднем помолодела лет на 20. Насколько изменился численный состав, объективно сказать сложно. В Санкт-Петербурге в несколько десятков раз выросло число храмов, поэтому естественно, что кое-где ощущается спад. Но это, скорее всего, не потому, что прихожане исчезают, они просто перераспределяются.
«АиФ-Петербург»: - В последнее время появились новые «защитники Церкви». Они избивают представителей сексуальных меньшинств, угрожают некоторым культурным деятелям и даже собираются основать Совет, который будет решать - какие выставки можно проводить в городе, а какие нет...
- Недавно три девицы вышли на пикет к музею эротики с плакатами «Я православная. Я не занимаюсь сексом». Приехала пресса, и в сюжетах их преподнесли как активисток от Церкви. Но это же бред! Естественно, они не имеют к РПЦ никакого отношения. То же касается и тех, кто пикетирует роддома, бьёт окна в музеях и так далее. Церковь выступает только против прямой хулы Святого Духа. Вы обратили внимание, что священнослужители прохладно отнеслись к инициативе по принятию закона об «оскорблении чувств верующих»? Потому что это понятие очень сложно точно определить. То, что одни расценят, как оскорбление, другие воспримут вполне благосклонно. Взять, к примеру, рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда». Я не вижу ничего предосудительного в этой постановке. Наоборот, в своё время она даже сыграла вполне положительную роль.
То же самое касается скандальных новостей - один батюшка сел за руль в нетрезвом состоянии, другой - полез в драку. Однако у нас в стране - полмиллиона священнослужителей. И что же, из-за этих двоих теперь клеймить всю православную Церковь?
«АиФ-Петербург»: - Католики избрали нового Папу. Удивлены их выбором?
- Это дело католиков, но мы надеялись, что будет избран Папа - не либерал, а сторонник традиционных взглядов. И если Франциск I и дальше не изменит своим первоначальным заявлениям, Русская Православная Церковь не останется в одиночестве. Это очень важно. Потому что мы, одни из немногих в мире, всё ещё отстаиваем библейские ценности. Некоторые православные епископы и даже главы Церквей заявляют, что «не за горами время, когда мы признаем однополые браки». Нас Господь наделил свободой выбора, однако надо помнить, что абсолютная свобода есть только у Господа. Мы же, люди, обладаем лишь её частью. А популярный сейчас лозунг «делаю, что хочу, потому что хочу» - это не свобода. А распущенность.

Главные торжества 300-летнего юбилея Александро-Невской Лавры

7 апреля
Молебен в Лазаревской усыпальнице (построена на месте первой деревянной Благовещенской церкви, где была совершена первая в обители Божественная литургия 7 апреля (25 марта по ст. ст.) 1713 г.).
Праздничная Божественная литургия в Свято-Троицком соборе.
Крестный ход от собора к Благовещенской церкви. Молебен перед Благовещенской церковью (ныне Музей городской скульптуры). Праздничный концерт с показом документального фильма «Александро-Невская Лавра - 300 лет: История и современность».
Выступление Праздничного хора Александро-Невской Лавры.
16-17 мая
В Президентской библиотеке - международная научно-практическая конференция «300 лет Александро-Невской Лавре. История и развитие церковно-государственных отношений».
12 июня
День памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Торжественная литургия в Исаакиевском соборе.
12-16 июня
Александро-Невский хоровой собор. Концерты на открытых площадках и в лучших концертных залах с участием хоровых коллективов из России и ближнего зарубежья.
12 сентября
День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского.
Главные торжества юбилейного года, праздничные богослужения в храмах города. Крестный ход по Невскому проспекту, учреждённый ещё императрицей Елизаветой Петровной в 1743 г. - из Казанского собора к Александро-Невской Лавре.
Праздничные торжества на площади А. Невского с участием Святейшего Патриарха Кирилла.
6 декабря
750-летие преставления святого благоверного великого князя Александра Невского.