Кому выгодны убитые дороги?

Коллаж Татьяны ШВЕЦОВОЙ

 

   
   

1,2 млрд за км

То, что российские дороги - одни из самых дорогих в мире, - общеизвестный факт. Километр КАДа со всеми инженерными сетями и работой обошёлся федеральному бюджету почти в 1,2 млрд рублей. Что в 10 раз больше стоимости, например, километра американской или китайской трассы. Однако в прошлом году петербургские чиновники съездили в соседнюю Финляндию и рапортовали, что их магистрали дороже на 4,4%. Правда, в Суоми дорога эксплуатируется без ремонта 7-10 лет. А КАД стали ремонтировать уже через два года после его открытия. В этом году на его ремонт выделят 800 млн рублей из федерального бюджета.

Власти винят природу и рост машин у населения. А также - грузовики.

Недавно губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил, что самый большой ущерб трассам области наносят крупные стройки, чья сверхтяжёлая техника их разбивает. «Если потребуется, перекроем подъездные дороги к карьерам и другим объектам, при строительстве которых магистрали Ленинградской области подвергаются чрезмерным нагрузкам без какого-либо возмещения ущерба», - пригрозил губернатор.

Два года на суд

Дыры латают ежегодно. По данным Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти, в 2012 году на капитальный и текущий ремонт местных дорог ушло 5,1 млрд рублей. Петербург потратил на свои - 5,6 млрд. Тем не менее трассы двух регионов по-прежнему считаются одними из самых опасных в России. За январь и февраль здесь уже произошло 1,5 тысячи ДТП, в которых погибли 128 человек. Водители уверены, в авариях виноваты именно плохие дороги. А на днях в рейтинге самых опасных дорог России мы заняли «почётное» второе место.

- В прошлом году из-за ям и ухабов петербуржцы потратили на ремонт автомобилей более 60 млн рублей, - говорит Александр Чирвонов, руководитель службы экстренной техпомощи одной из городских компаний. - Половина обращений к нам была связана с ДТП, которые произошли из-за плохого качества дорожного покрытия. О возмещении ущерба дорожными компаниями говорить не приходится. Недавно петербуржец отсудил у дорожников 245 тыс. рублей за ДТП, которое произошло в 2010 году. Он потратил на это два года!

В Смольном объявили 20 тендеров на ремонт дорог в Петербурге>>

   
   

50% - откаты

Сегодня госконтракты предусматривают гарантийные обязательства: на нижний слой покрытия - 4 года, на верхний слой - 5 лет. В начале года тогда ещё вице-губернатор Сергей Козырев поручил создать единый центр лабораторий дорожной отрасли. В идеале он должен проверять качество всех дорожно-строительных материалов и саму работу. Однако месяц назад Козырев покинул свой пост и что будет с благой идеей - неизвестно.

Эксперты и водители вообще не верят, что ситуация может измениться. Так как хорошие дороги в России никому не нужны.

- Постоянный ремонт дорог выгоден всем, кроме водителей, - считает Денис Шубин, председатель «Автоклуба А24». - У дорожников всегда есть фронт работ, производители машин и шин продают новые взамен «убитых», подрядчики получают деньги. Все разговоры о том, что у нас ремонт дорог дороже, чем заграницей, из-за расходов на инфраструктуры, - это слабые попытки оправдать 50% отката. Что-то изменится, когда появятся люди, ответственные за дорогу и государственное финансирование. В Финляндии у каждой дороги есть владелец. Если она признана дорожной полицией негодной, её прикроют, а владельца - оштрафуют и отнимут все активы.

У нас мотивации делать дороги на века ни у кого нет.

В Колпино при ремонте дорог украли полмиллиона рублей>>

Справка

Наказание за недобросовестное дорожное строительство стало серьёзнее. Если ранее штраф составлял 0,00025% от суммы заключённого контракта, то с 2013 года он увеличен до 0,5% (в 2000 раз).

Как обещал губернатор. Петербуржцы ждут от Смольного велодорожек и велопарковок>>