На портале «Госуслуги» до конца 2025 года будут доступны 70 федеральных и 425 региональных сервисов, объединённых в формат «жизненных ситуаций». Это комплексные цифровые решения, которые помогают гражданам и бизнесу быстрее получать госуслуги и справочную информацию по важным вопросам — от поступления в вуз и выхода на пенсию до строительства жилья и защиты от мошенников.
По данным Минцифры, в среднем одна «жизненная ситуация» объединяет 17 услуг. Система автоматически подставляет данные заявителя из профиля, что позволяет сократить время оформления на 35%, визиты в ведомства — на 64%, а количество требуемых документов — почти на треть.
«Сервисы "жизненные ситуации" помогают решать широкий спектр вопросов разным людям по всей стране. Многодетные семьи, абитуриенты, пенсионеры, предприниматели — для каждого найдется свой сервис, который поможет легко и быстро получить полный набор необходимых государственных услуг и дополнительную справочную информацию. Чтобы люди знали о таких возможностях, мы запустили рекламную кампанию о сервисах "жизненных ситуаций"», — отметила генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.
С 2023 года такие сервисы внедряются на федеральном уровне, а с конца 2024-го — и в регионах. Работа ведется в рамках федерального проекта «Государство для людей», который курирует вице-премьер — руководитель Аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
По данным разработчиков, сервисом для поступления в вуз уже воспользовались более 7,5 млн человек, для записи на любительские соревнования — свыше 940 тыс., для многодетных семей — более 900 тыс., для защиты от интернет-мошенников — около 800 тыс.
Среди социально значимых сервисов:
- для многодетных семей — оформление пособий и выплат, получение электронного удостоверения, дающего право бесплатного посещения музеев, парков и выставок по всей России;
- для выхода на пенсию — возможность онлайн оформить все документы и получить ответы на самые частые вопросы будущих пенсионеров;
- для строительства индивидуального жилья — формирование плана, доступ к земельным аукционам, реестрам специалистов, оформление прав собственности и кадастрового учета;
- для замены документов — единое окно для смены паспорта, водительских прав и других бумаг, например, при смене фамилии после замужества.
Запуск сервисов «жизненные ситуации» является частью национального проекта «Экономика данных», который направлен на цифровизацию ключевых сфер жизни. Особое внимание уделяется защите персональных данных и борьбе с кибермошенничеством.
За внедрение и работу сервисов отвечают Правительство РФ, Аналитический центр при Правительстве, Минцифры, Минэкономразвития, а также профильные ведомства: Минтруд, Минкультуры, Минтранс, МВД, Росреестр, ФНС и другие.