900 км с ковчегом на руках. Как мощи Невского переносили в Петербург

Перенос мощей в Санкт-Петербург несколько напоминал военный парад с участием флота, пальбой из орудий и фейерверками. © / Романов Кирилл / АиФ

11 августа (по старому стилю) 1723 года начался перенос мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Петр Первый их с нетерпением ждал в столице уже 30 августа, однако процесс затянулся на целый год.

   
   

Почему это произошло, рассказал доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена Роман Соколов.

Дело великого князя

«Петра I принято рассматривать исключительно как реформатора, который изживал старые традиции и вводил новые. Отчасти это так, но в ряде моментов он все же стремился эти самые традиции соблюсти, исходя из своих политических интересов. И в первую очередь это касается Александра Невского, которого царь воспринимал как своего предшественника, а себя – как продолжателя великих дел князя. Достаточно вспомнить, что один из его сыновей, родившийся в 1691 году (умер во младенчестве), даже был назван в честь святого князя».

В 1700 году начинается Северная война со Швецией, и образ Александра Невского, мощи которого к тому времени уже четыре с половиной века находились во Владимире, как это ни странно звучит, сыграет в ней немаловажную роль. Будучи человеком образованным и политически подкованным, Петр Первый прекрасно понимал, что война – это не только оружие и боевые действия, но еще и идеология: укрепление боевого духа, представление своих целей на международной арене как справедливых. Так, свои претензии на территории Приневья царь обосновывал исторической границей между Новгородом и Швецией времен Александра Невского, еще в 1240 году побившего на Неве «ненавистных шведов». Задачей царя было вернуть земли, неправедно полученные шведской короной в результате Столбовского договора (1617 год), и восстановить справедливость, продолжив дело святого князя. Хотя на самом деле царя волновала не столько справедливость, сколько выход к Балтийскому морю.

Прибегает царь к образу Александра Невского и при создании Санкт-Петербурга (город был заложен в 1703 году). Петр хотел, чтобы в современной столице было все: дворцы, промышленные предприятия, правительственные учреждения и, конечно, монастырь. Помимо апостола Петра, в честь которого, собственно, назван город, святым покровителем Санкт-Петербурга должен был стать и Александр Невский. Так появляется мысль о возведении в его честь монастыря, но из-за войны строительство постоянно откладывалось. Однако после Полтавской битвы в 1709 году стало понятно, что Северная война завершится победой России, вопрос был только в том, сколько она еще продлится, а также какие выгоды принесет будущий мир. В 1710-м монастырь все же закладывают, а в 1713 г. в нем освящают первую церковь. В Санкт-Петербурге появляется Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь, в 1797 г. получивший статус Лавры.

30 августа 1721 года в городе Ништадте между Русским царством и Шведским королевством подписан мирный договор, который положил конец длительной войне. К России отходят Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия и часть Карелии, а значит, и выход к Балтике, как и хотел Петр. Событие широко отмечают на государственном уровне. У Петра появляется идея придать этому сугубо светскому празднику и церковное значение. И ничего лучше перенесения мощей великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург для этого не подходит. Ведь в православной традиции существует практика установления дней памяти святых именно по дню перенесения их мощей. Если мощи прибудут в Петербург 30 августа – два праздника сольются в один.

   
   

Падали в реку и калечились

На подготовку церемонии уходит несколько месяцев, и 11 августа 1723 года процессия отправляется из Владимира в Петербург – пешком предстояло пройти около 900 километров. Огромный ковчег несут на руках десятки людей, «ношатых», как их тогда называли. Останавливаться в городах на ночлег им запрещено из-за опасности пожаров. Ночуют на улице, под открытым небом. На протяжении всего пути ковчег торжественно встречают жители близлежащих населенных пунктов. С этим связаны многие легенды.

Так, например, в Ворше (тогда – село Дмитровское) появилась скульптура-икона Александра Невского, которая до сих пор хранится в местной Троицкой церкви. Согласно одному из преданий, делегация никак не могла переправиться через реку Ворша, был дан обет изготовить скульптуру, и проблема чудесным образом разрешилась. Стоит отметить, что процессию сопровождали архимандрит Рождественского монастыря во Владимире, где раньше находились мощи, Сергий и окольничий Михаил Собакин. На протяжении всего пути они вели журнал (был опубликован в XIX веке), а также писали доношения в Святейший Синод (высший орган управления Русской Православной Церкви) и в Сенат (высший орган государственной власти). Именно поэтому мы знаем фактически все подробности этого похода.

А трудностей в пути было действительно много, особенно во время переправ через реки. Ломались мосты, «ношатые» падали в воду, калечились. Некоторые, не выдержав таких сложностей, убегали. Интересно, что, согласно журналу, переправа через Воршу прошла абсолютно спокойно, что полностью опровергает легенду. Однако, несмотря на все усилия, под Петербургом, в Шлиссельбурге, процессия оказалась только в сентябре. Приказ царя выполнить не удалось.

Светский князь

Стали думать – что же делать дальше? Начали писать в Синод и Сенат. В итоге было велено поместить мощи в каменную церковь в Шлиссельбурге – до особого распоряжения. Архимандрит Сергий с окольничим Собакиным предварительно измерили ширину церковных ворот и поняли, что ковчег туда не занести. Его пришлось разобрать и оставить в церкви только раку со святыми мощами. Там она и простояла до августа 1724 года. А накануне, в июне 1724 г., вышел указ о запрете изображать Александра Невского в виде инока – только в светских одеждах. Петру Великому было не очень интересно иметь в качестве предшественника монаха, другое дело – святого князя и воина, который одержал множественные победы.

Наконец, настало 30 августа, с опозданием на год мощи Александра Невского прибывают в Петербург на галере (парусно-гребное судно тех времен), у руля которой стоит сам царь. Соответствующее изображение затем неоднократно тиражировалось. Самое известное из них можно увидеть на барельефе дверей Исаакиевского собора. Перенос мощей в Санкт-Петербург несколько напоминал военный парад с участием флота, пальбой из орудий и фейерверками. В нем даже участвовал знаменитый ботик Петра Великого – «дедушка русского флота», который сейчас хранится в Центральном военно-морском музее. Раку с мощами святого поместили в освященную к этому событию во имя святого князя монастырскую церковь. Кстати, Александро-Невскую церковь этой весной вернули Лавре.

Сразу после того как мощи были помещены в монастырь, последовал указ Синода о переносе дня памяти Александра Невского исключительно на 30 августа (12 сентября по новому стилю), чего и добивался Петр I. Однако по факту и старый день памяти – день погребения князя – никуда не делся, 23 ноября (6 декабря по новому стилю) отмечают до сих пор.

Это интересно

В 1725 году по распоряжению Петра I была составлена новая служба Александру Невскому, которая впредь должна была проходить 30 августа каждого года во всех церквях России.

Однако в 1727 году, во время царствования Петра Второго, установленный в правление его деда день памяти Александра был отменен, а упомянутая служба – запрещена. В ней содержалась благодарность за то, что Всевышний оказал помощь Петру I в победе над шведами и «злоковарными мятежниками». Среди последних был и царевич Алексей – старший сын Петра I и его первой жены Евдокии Лопухиной. Петр II Алексеевич не мог допустить, чтобы во всех церквях озвучивали, как его отец злоумышлял против деда.

В 1730 году, после смерти Петра II и с приходом к власти Анны Иоанновны, Александр Невский опять был в почете, и с этого момента начинается укрепление его фигуры в идеологической системе Российской империи.