Афганцы снова на передовой. Как воины-интернационалисты помогают Родине

Советская авиация играла важную роль в Афганистане. 1987 год. © / Из личного архивa

В эти дни в Петербурге, как и во всей России, отметили 35-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана. Сегодня в нашем городе живут 2295 ветеранов и 296 инвалидов той войны. Они являются примером мужества, стойкости для бойцов, которые защищают Родину в зоне специальной военной операции.

   
   

Как сложились судьбы воинов-интернационалистов? Почему и сейчас они на переднем крае? И что нужно сделать, чтобы их опыт, навыки были востребованы? Об этом spb.aif.ru рассказал заместитель правления межрегиональной общественной организации «Союз ветеранов Афганистана и воинов запаса» Дмитрий Шевченко.

Фото: Из личного архивa

Великая миссия или ошибка?

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Дмитрий Евгеньевич, как вы попали в Афганистан?

Дмитрий Шевченко: Как и многие – во время срочной службы. Призывался из Ленинграда в 1985-м. Война в Афгане шла уже шесть лет. Нас отправили в учебную часть, и в один из дней появилась информация, что приехали представители Туркменского военного округа набирать пополнение в Афганистан. Мы посоветовались и решили все вместе написать заявления. Так строем и пошли в штаб. Потом – пересылка в Ташкент, Кабул. Всё было абсолютно добровольно. Кто хотел, мог остаться. Но мы отправились в «горячую точку» всем взводом.

– Не думали, что это смертельно опасно?

– Думали. Но когда тебе 18 лет, всё воспринимается по-другому. В Афганистане я провёл год и семь месяцев. Относились мы к авиационным войскам и в основном работали с переносными радиостанциями. В рукопашной не участвовал, не довелось, но на войне любой подвергается опасности. Противники били прицельно по нашей территории, охотились за машинами, разбрасывали мины-ловушки, обстреливали ракетами прибывающие самолёты. Из нашего взвода погибли два человека. Прибавьте особенности климата. Каждая вовремя не обработанная царапина очень быстро превращалась в гнойную рану. Давили и постоянно слепящее солнце, белый песок, мелкая пыль. С тех пор я не люблю жару и на юг езжу только в прохладное время, здесь домашним со мной не повезло…

– В наши дни мнения об участии СССР в афганской войне расходятся. Одни считают её великой миссией, другие – роковой ошибкой и даже авантюрой. Какова ваша оценка?

   
   

– Я не политик и далёк от решений, которые принимались в высоких кабинетах. Скажу о себе. Я, мои товарищи поехали туда, чтобы выполнить приказ и задания, которые были поставлены. Мы принимали присягу и были абсолютно искренни в выполнении своего долга. Да, происходили жёсткие стычки, тяжёлые бои, были потери. В то же время мы видели, как местные жители нас приветствовали, встречали цветами. И сейчас целы многие памятники, которые были установлены нашим воинам на дорогах Афганистана. Советскими военными и гражданскими специалистами для этой республики, народа, были построены сотни фабрик, заводов и электростанций, школ и больниц. До сих пор они относятся к нам с уважением.

Многие помнят кадры, как 15 февраля 1989 года последняя колонна наших войск во главе с генералом Громовым пересекает мост через пограничную реку Пяндж. Мы уходили из Афганистана с гордо поднятой головой, развёрнутыми знамёнами. Не сравнить с американцами, которые позорно бежали, оставляя оружие, технику, быстро перешедшую к боевикам. 

Патриоты и «патриоты»

– Сегодня ветераны Афганистана имеют право на целый пакет льгот. Выполнило ли государство перед ними свои обязательства?

– Выполнило, но не перед всеми. Благодарны мэру города Анатолию Собчаку, который в 1990-х распорядился построить два многоэтажных дома специально для афганцев – на Мартыновской и улице Дина Рида. Там получили жильё сотни ребят. Однако до сих пор немало ветеранов ждут положенных им квартир. Также выплачивается ежемесячное пособие – инвалидам 3-й группы 3850 руб., предоставляются скидки на услуги ЖКХ. А вот медицины, помощи в реабилитации не хватает. В городе есть профильные центры, госпиталь для ветеранов войны, но потребности намного выше.

– Ваша организация создана более 30 лет назад и объединяет около двух тысяч человек. Чем реально вы можете помочь?

– В большинстве случаев стараемся работать точечно, адресно и решать конкретные вопросы. Если у человека возникли проблемы – проконсультируем, направим к специалистам, которые подскажут, как их решить. Нужны продукты – включим в социальную программу. Остались без работы – приложим усилия, чтобы помочь её найти. В целом поддерживаем воинов-интернационалистов, которые принимали участие в вооружённых конфликтах в других странах – Вьетнаме, Сирии, Анголе, Йемене, Алжире, Мозамбике. Сегодня в Петербурге живут свыше 32 тысяч ветеранов боевых действий, и многие нуждаются в помощи.

Но мы готовы работать шире. Хорошо, что с прошлого года в школах ввели уроки начальной военной подготовки. К этим занятиям в качестве инструкторов могли бы привлечь и «афганцев», однако этого не происходит. Честно говоря, не очень понимаю, почему? Есть вопросы и к патриотическому воспитанию молодёжи. Настораживает, например, резко выросшее число различных фондов с патриотическим уклоном. Только в Петербурге за последние три года открылось 140 таких организаций. Их руководители не скрывают, что, учитывая ситуацию, рассчитывают на финансирование от государства. В интернете полно объявлений: «Помогу получить грант». Так кого обманываем?

Там понятнее и честнее?

 – Если вернуться к вашему фонду, у вас есть зал гимнастики и борьбы, где занимаются свыше 600 спортсменов и любителей, клуб информационных технологий, в планах лазерный стрелковый тир. Кто может туда прийти?

– К сожалению, в последнее время эта работа приостановлена. Дело в том, что по непонятной причине городские власти пытаются у нас забрать центр на улице Ломоносова. Воспользовались поводом, что мы не успели вовремя отреагировать на решение Арбитражного суда, и сейчас грозят выселением. А ведь на это смотрят наши юные воспитанники, курсанты вузов, училищ. Обращались в ДОСААФ, администрацию Центрального района, государственный фонд «Защитники Отечества». Обещают разобраться, но пока ничего не происходит. Вот и получается, что с одной войны – на другую, с бюрократами.

– Сегодня идёт СВО, и афганцы снова на переднем крае – помогают бойцам, воющим за свободу и независимость страны. Как сделать ваш опыт востребованным, сохранить историческую память?

– Мои товарищи организуют доставку гуманитарных грузов, посещают раненых в госпиталях, поддерживают семьи ушедших на фронт. Сейчас пытаемся решить проблему, с которой столкнулись мы, и актуальную для большинства ребят, вернувшихся с поля боя. Речь о подготовке военных психологов. Их очень не хватает. А ведь переход от войны к повседневным будням не всегда проходит безболезненно. После Афгана, например, не все сумели найти себя, в итоге половина ушла в «братву». Эти ошибки не должны повториться, поэтому поднимаем вопросы строительства современного реабилитационного центра. Надо заранее подумать и какие профессии, нужные городу, можно предложить людям, привыкшим держать оружие.

– Вы уже несколько лет предлагаете создать информационный портал для вернувшихся из «горячих точек». Удалось?

– Одним из шагов стал благотворительный проект по запуску телеканала «СВОИ». Он начал вещание 20 февраля и создан в помощь находящимся в госпиталях Петербурга. Ребятам будут предложены мотивирующие материалы, рекомендованные психологами, познавательные программы и передачи на темы культуры, истории. Также они смогут посмотреть художественные фильмы, в том числе о новых территориях, послушать духовные беседы, научатся готовить «кашу из топора» и узнают немало кулинарных секретов. Надеемся, что всё это поможет адаптироваться в мирной, но порой непростой для них жизни.

– Наше интервью выходит накануне 23 февраля – Дня защитника Отечества. Какие слова хотелось бы сказать тем, кто и сейчас сражается за независимость страны?

– Сегодня Отечество снова в опасности. Как сказал наш президент – происходящее для России является «вопросом жизни и смерти». Нацизм поднимает голову, и на поле боя внуки солдат, бравших Берлин, сыновья тех, кто сражался в Афганистане. Верю, что они взяли лучшее от дедов и отцов, это подтверждают все текущие события. Мы никогда не отступали, честно выполняли свой долг, и наши бойцы в зоне СВО многократно это доказали. А значит, Победа обязательно будет за нами.