Деревня света. Как в Ленинградской области живут особенные люди

Деревня в Волховском районе – уникальная. Это в Европе можно найти кэмпхиловские поселения, где волонтёры и подопечные живут в формате сопровождаемого проживания. В нашей же стране только три кэмпхила. © / Вероника Такмовцева / АиФ

На берегу реки Сясь в Волховском районе есть крошечная деревушка. В ней всего четыре домика, ферма, пасека и здание мастерской. Здесь уже более четверти века существует социальная Деревня «Светлана», где живут люди с ментальными нарушениями. Правда, диагнозы, как и слово «инвалид», тут употреблять не принято. «Светлана» - это не диспансер и не приют. А небольшая община, со своим укладом, правилами и желанием сделать жизнь некоторых людей легче.

   
   

Дом для особенных

«У нас давно не было такого количества гостей», - улыбается директор «Светланы» Елена Аленева, приветливо распахивая дверь в домик. Сразу приглашает за стол, где все «свое» - мед, хлеб, сыр, масло и чай.

«Мы стараемся себя обеспечивать, - рассказывает Елена. - Летом выращиваем овощи на огороде - смотрите, какие тыквы огромные уродились! Сыр, масло, творог - все молочные продукты делаем сами, у нас десять коров. Мука, правда, покупная, зато хлеб из нашей пекарни».

Елена Аленева работает в социальной деревне свыше 20 лет. До этого преподавала физику в питерском вузе, а во время декретного отпуска уехала с мужем-художником «поволонтерить». И осталась.

«Работа сложная, но интересная, - говорит директор. Кстати, по стопам Елены пошел и ее сын. Юноша уезжал в город, освоил профессию столяра и вернулся в поселение. Теперь он работает в мастерской, делает мебель для деревни и учит ребят ремеслу. Мебельная мастерская открылась благодаря поддержке президентского гранта».

Сейчас в «Светлане» постоянно живут 17 человек. 

   
   

«Когда деревня создавалась, была идея научить подопечных социальным навыкам и отпустить в большую жизнь, - вспоминает Аленева. - Но идти им некуда. Поэтому решили - пусть люди живут у нас столько, сколько захотят. Прежде, чем им остаться, мы даем время. Ребята вместе с семьей приезжают, встраиваются в наш режим, а потом едут домой, чтобы обдумать - возвращаться или нет? Но были истории, когда наши подопечные уезжали навсегда. Несколько лет назад один из юношей влюбился в девушку-волонтера, хотел на ней жениться, но получил отказ. Это его расстроило так сильно, что он попросил семью забрать его».

Танцоры и художники

Светлана - так звали женщину из Петербурга, долгие годы мечтавшую создать идеальные условия для жизни своей больной дочери. Мать узнала о существовании социальных поселений, связалась с основателями-норвежцами и пригласила их в Россию. К сожалению, до реализации идеи не дожила - сгорела от рака. Ее дочь тоже не стала здесь жить. Но в память об этой необыкновенной женщине поселение носит ее имя.

Деревня в Волховском районе - уникальная. Это в Европе можно найти кэмпхиловские поселения, где волонтеры и подопечные живут в формате сопровождаемого проживания. В нашей же стране только три кэмпхила.

«Мы уникальны, и иногда это печалит - приходит множество заявок от родителей, а принять всех не можем, - сетует Елена Николаевна. - Если у человека тяжелая форма физического или психического заболевания - отказываем. Ведь им нужна постоянная медпомощь, а ближайшая больница в семи километрах. Мы - не замена психиатрическим клиникам, а скорее интернат. И имеем возможность выбирать постояльцев, руководствуясь правилом «справимся - не справимся». Без этого мы не сможем существовать».

Условия в «Светлане» приближены к домашним, что требуется для социализации подопечных. У каждого своя отдельная комната, в домиках теплая ванна, кухня, гостиная с картинами и живыми цветами. Проведены вода, интернет, установлены газгольдеры - все, как в городских квартирах, только за окном не шумный мегаполис, а сосны и берег реки. Доступа к телевидению нет - оберегают от негативных новостей. Пару раз в неделю показывают добрые художественные или обучающие фильмы.

Жизнь «светлановцев» такая же, как у обычных людей. Они отмечают праздники, ставят спектакли, строят дружеские и даже романтические отношения. Учатся обслуживать себя и выполнять общественно-полезную работу. После завтрака работают в пекарне или в коровнике.

У каждого свои обязанности, которые даются по силам. А после обеда - время занятий в мастерских и часы для творчества. Например, Наташа любит танцевать, педагоги отмечают ее грацию и пластичность. Раечке нравится создавать игрушки из шерсти, а Василий с удовольствием демонстрирует свои художественные работы. Несколько лет в общине живет Маша. Плохое зрение не мешает девушке работать с холстом и карандашами. А еще она любит читать. Совсем недавно закончила очередное произведение Достоевского.

«Эти люди самые благодарные, - уверена педагог и арт-терапевт Ирина Андреева. - Работать непросто, но это вызов для твоего профессионализма - найди способ объяснить, сделать так, чтобы итоговая работа была эстетически красивой».

Поддержка со стороны

Подопечные деревни живут здесь круглый год. Как и волонтеры, регулярно приезжающие в деревню. Принимают только тех, кто искренне нацелен на помощь, говорят в «Светлане». Атмосферщики, которые стремятся просто пожить на природе или пересидеть проблемы, не приживаются - на волонтере помощь подопечным и бытовые дела: стирка, уборка, готовка.

Интересно, что желающих приехать в социальную деревню много. До пандемии постоянными гостями были немецкие студенты. Сейчас в деревне остались лишь русские ребята.

Один из них - 24-летний Федор, он приезжает сюда с самого детства. «Мне здесь легко, - улыбается юноша. - Верю, что моя помощь нужна и полезна.

Поддерживает деревню и государство. В этом году «Светлана» уже в третий раз выиграла президентский грант, на деньги которого создаются несколько мастерских: докупается оборудование для молочной мастерской, инкубаторы для выращивания птенцов и инструменты для занятий столярным делом».

«Грант дает возможность реализовать новые проекты, которые мы своими силами бы не смогли воплотить в жизнь, ведь оборудование стоит больших денег, - рассказывает директор Елена Аленева. - Работа наших подопечных в мастерских - это часть их социализации».