Главный редактор журнала SALON-interior, член Союза Дизайнеров России Ольга Короткова рассказала о том, как в России менялся подход к дизайну интерьеров и зачем мы украшаем пространство дома сегодня. А также поделилась главными достижениями и открытиями, которые сделала на посту главреда ведущего интерьерного издания
— Ольга, Вы руководите одним из крупнейших медиа о дизайне. Как получилось, что дизайн стал актуальной темой в жизни человека и в российском бизнесе?
— Изданию в этом году исполняется 30 лет. Это единственное издание в своей тематической нише с такой продолжительной биографией. Мы начинали работу в то время, когда слово «дизайн» еще не употребляли: оно казалось экзотическим, чужим. У журнала была важная миссия: первые годы мы занимались просвещением, показывали, какую роль в жизни человека играет со вкусом организованное пространство. Со временем профессии архитектора, дизайнера интерьера приобретали смысл и престиж. Клиенты постепенно «потянулись» к красоте, комфорту, индивидуально спроектированному интерьеру. Сейчас это кажется нормой: около 60% людей, которые приобретают недвижимость, обращаются за дизайном интерьера к профессионалам. А среди тех, кто покупает элитную недвижимость, эта цифра приближается к 100%. Профессионал может «перевести» мечты об эстетике и список требований к функциональности жилья на язык оптимальной планировки, инженерии, стилистики, цветовой гаммы. Это даже не целая наука — несколько наук! За годы работы в издании я взяла сотни интервью у дизайнеров и архитекторов с международным опытом. Почти в каждом мы обсуждали, как важно понять, раскрыть конкретного клиента, сделать проект именно для него. Создать дом, откуда ему буквально не захочется уходить — где будет хорошо, спокойно, удобно и уютно.
— Как обстоят дела на рынке дизайна интерьера в наши дни? Многие иностранные поставщики мебели, отделочных материалов ушли из России.
— Качество дизайна, мебели и других составляющих удачного интерьера возникает не на пустом месте. За этим стоит история дизайна, имена, школы — весь XX век, когда производство из ремесленного стало промышленным, серийным, технологичным. В России в XX веке квартиры и дома, как мы помним, обустраивали по стандарту и подобию. Фильм «Ирония судьбы» родился не просто так! Одинаковые квартиры, одинаковая мебель, одинаковая жизнь... Поэтому лучшие интерьеры последних 2–3 десятилетий в России «базировались» в основном на европейских традициях и продукции. Но в последние годы ситуация изменилась, у нас появились отличные производители, выросло качество, сформировался хороший дизайн. По моим экспертным наблюдениям, большинство отлично выполненных работ на 2/3 стали состоять из продукции отечественных компаний. В России появились высококачественный паркет, декоративные материалы, обои, ткани, индивидуальные столярные изделия, дизайнерский свет, двери, кухни, мебель для ванных комнат, стеклянные перегородки для зонирования помещений — все ничуть не хуже зарубежной продукции. Мы наблюдаем настоящий бум, ренессанс. И наконец-то можем говорить, что российское — значит, отличное.
— За счет чего возник такой бум?
Это результат долгого процесса. Наши дизайнеры учились, жадно воспринимали знания, стремились. Я сама, например, много занималась менторством: читала лекции в разных городах, рассказывала о трендах в дизайне, о высоких требованиях журнала к «чистоте» авторского подхода — мы никогда не берем в публикацию проекты, где дизайнеры копируют чужие идеи под своим именем. Приведу такой пример — несколько раз меня приглашали в жюри конкурса дизайнеров интерьера в Киров. В первые годы существования конкурса уровень работ был, прямо скажем, довольно провинциальный. Но год от года работы становились сильнее. В 2020 году я была поражена — местное дизайнерское сообщество вышло, без преувеличений, на международный, европейский уровень. Интересно было наблюдать и за Санкт-Петербургом. Это город мастеров, культурных традиций, врожденного вкуса. Мы даже издавали отдельный журнал «Частный интерьер Санкт-Петербурга», в котором я также занимала позицию главного редактора — настолько большую роль этот город сыграл в становлении российской школы интерьерного дизайна. В этом году я участвовала в жюри в трех важнейших федеральных конкурсах по дизайну интерьера: Interia Awards, Best Interior Festival и Innovative Public Interia Award. Доля проектов из Санкт-Петербурга во всех трех конкурсах была значительной.
— Вы много лет занимаете пост главного редактора. Как Вы к этому пришли, что больше всего цените в своей профессии?
— Я закончила школу в Сибири, в маленьком городке. Затем поступила на факультет журналистики МГУ и в аспирантуру — защитила кандидатскую диссертацию. Академический опыт мне многое дал: стратегическое мышление, системные знания, навык быстро обучаться новому, организовывать процессы, руководить командой. Это бесценный старт. Университетский опыт, кроме всего прочего, ставит мощный лекторский потенциал. Очень благодарна Alma Mater за структурный подход ко всему. Мой главный учитель в архитектуре и дизайне — издатель Сергей Геннадиевич Шустов. Это легендарное имя в нашей сфере. Я каждый день в работе (да и в жизни) вспоминаю его слова, советы, наставления. Большое влияние оказало и профессиональное сообщество — все архитекторы и дизайнеры, с которыми я имела счастье общаться в течение моей карьеры. И, конечно, насмотренность: я посетила множество международных отраслевых выставок — в Милане, Париже, Кельне, Нью-Йорке, Валенсии, Брюсселе, Дубае. Вот мои университеты.
— Какие самые важные проекты вы можете назвать?
— Самый важный проект — я вырастила троих замечательных детей. Они хорошие люди, отличные профессионалы, верные друзья. А если говорить о профессии, то это, конечно, первые в России профессиональные премии «АРХИП» и Interia Awards. Я счастлива, что была причастна к истокам интерьерной истории нашей страны, приняла участие в запуске этих ивентов. Из интересных проектов последних лет — в прошлом году под моим началом стал выходить на двух языках международный журнал по дизайну интерьера в ОАЭ. Качество издания высоко оценили в разных странах.
— Как бы вы определили в двух словах, что самое главное в интерьере? Как окупаются инвестиции в дизайн, если перевести вопрос на язык бизнеса?
— Качество жизни. Это то, что стоит вложений и окупается. Это инвестиции в себя, в конечном итоге. Что я вкладываю в это понятие? Быть собой, ощущать себя комфортно, счастливо, полноценно. Каждый день просыпаться с хорошим настроением, несмотря ни на что. Комфорт и эстетика — по твоей мерке, по твоему внутреннему запросу. Как ты включаешь свет, идешь в ванную. Как ты варишь кофе на любимой кухне. Каково тебе болтать на удобном диване с близкими. Как по твоему вкусу и настроению меняется сценарий освещения. Картина какого художника дает тебе вдохновение и надежду, что все получится. Дом — это место, куда мы возвращаемся с надеждой и улыбкой. Во всем мире эти параметры жизни, особенно после пандемии, которая трансформировала представление о пространстве дома, стали ключевыми.