Дома-муравейники. Чем опасна жизнь в бетонных гигантах?

Модель «спальных районов», порождающая транспортный коллапс, оказалась удивительно живучей. © / Вероника Такмовцева / АиФ

Очередной дом-монстр появился в районе Комендантского проспекта Петербурга. В одной огромной новостройке проживает больше людей, чем в некоторых карликовых государствах. Эксперты в один голос утверждают, что такой тип расселения вреден и для города в целом, и для самих жильцов, но ни застройщиков, ни покупателей квартир это не останавливает.

   
   

Насколько комфортно жить в современных муравейниках?

Заставлен двор

До недавнего времени дом на Областной, д. 1, в городе Кудрово Ленобласти считался самой большой новостройкой Северной столицы – в 35 подъездах 25-этажки находится 3708 квартир. Однако теперь звание «самого-самого» можно смело передавать дому номер 10 на улице Плесецкой в Петербурге: сейчас в нем 24 этажа, 17 подъездов и 5545 квартир. Могло быть и больше – на этапе строительства новостройку объединяли с домом 14 и тогда в здании насчитывали аж 6313 квартир. Если представить, что в каждой квартире живут по два человека, то население одного дома превышает 11 тысяч. Больше не только чем население множества деревень и поселков, но даже таких карликовых государств, как Ватикан или Сан-Марино.

Дом на Плесецкой мало чем отличается от уже ставших привычными «муравейников» – небольшие магазинчики на первых этажах, аккуратные линии зеленых газонов под окнами и припаркованные на каждом сантиметре свободного пространства машины с номерами близлежащих регионов. Без машины здесь действительно непросто – ближайшее метро в 50 минутах быстрой ходьбы, а очередь на автобус до подземки может испугать.

Из радостей жильцов – большой двор с деревьями и валунами для декора, детской площадкой и новыми скамейками. А еще подъемник у каждого подъезда для инвалидов-колясочников и мам с детьми.

Ропот жильцов густонаселенного дома связан в основном с комфортом – местные жалуются на шумных или угрюмых соседей, занятый по утрам лифт и курильщиков.

«Слышимость в доме удивительная, – рассказывает местный житель Андрей, в дом он переехал в июне этого года. – Я знаю, когда сосед за стеной включает воду или разговаривает по телефону. В целом все понимают, что стены у нас тонкие, поэтому после 11 вечера не шумят. Есть общедомовой чат, где можно оставить жалобу. Индивидуумы, продолжающие ночью дискотеку или ремонт, встречаются, конечно».

   
   

Нужны учения?

В Санкт-Петербурге немало многоквартирных жилых комплексов, высота которых превышает 20 этажей. Современные дома оснащены датчиками дыма и пожарными кранами. По мнению эксперта по безопасности Олега Бажанова, это может не сработать в случае ЧП.

«На мой взгляд, дома выше девятого этажа потенциально опасны. Да, сейчас здания строят из менее пожароопасных материалов, но при сильном пожаре горит все, даже бетон и металл. А лестница общепожарных команд максимально достает до 17-го этажа. Вероятно, в случае ЧП людям верхних этажей будут выдаваться самоспасатели – спусковые устройства, трос которых должен присоединиться к петле, что находится на внешней стороне окна. Но кто рискнет шагнуть с высоты 24-го этажа вниз? К этому нужно быть готовым и физически, и психологически, а также уметь пользоваться системой. Еще одна опасность – это подвижки земли. Если вдруг произойдет ситуация, связанная с движением почвы, то именно высотки окажутся менее устойчивыми», – резюмирует эксперт и напоминает, что жильцам важно заранее научиться действовать в случае ЧП.

Однако до сих пор слышать о каких-либо учениях по эвакуации жителей верхних этажей высоток никогда не приходилось.

А нам нравится!

Понятно, что покупка жилья в современных «муравейниках» для многих людей вынужденная мера – денег на более комфортные условия просто не хватает. Однако, согласно сайту ЦИАН, в многоквартирном доме на Плесецкой купить 20-метровую студию дешевле чем за 4,7 миллиона рублей не получится. Для сравнения, за эту же сумму можно приобрести двухкомнатные квартиры в «хрущевках» (Купчино, Автово) или даже «трешку» (Колпино).

«Понимаете, у каждого свое представление о счастье и комфорте, – говорит психолог Александр Клочков. – Поэтому говорить, что всем людям не подходят «муравейники», некорректно. Кроме того, никаких расстройств психики, проживая на 20-м этаже или в небольшой квартире, получить невозможно. Все-таки клаустрофобия и боязнь высоты – это фобии, которые чаще всего закладываются в детстве. Проблемы могут быть, если в комнате совсем нет окон, или на маленькой площади живет так много людей, что личного пространства не остается».

По мнению психолога, жизнь в многоквартирных домах может в некотором роде помочь одинокому человеку не ощущать своего одиночества. Ведь есть те, кому жизненно необходимо чувствовать себя принадлежащим к какой-то группе, пусть даже это будет чат жильцов дома.

Между тем
Урбанисты не исключают, что современные жилые комплексы – это промежуточная стадия, переходная модель от привычных городских домов образца прошлого века к домам-городам, концепция которых уже давно сформулирована футурологами. Дом-город должен объединить «под одной крышей» жилые, деловые и общественные пространства, кардинально изменив внутригородскую логистику и обеспечив жителю доступ ко всем необходимым для жизни ресурсам в одном месте. Конечно, такие «дома» будут еще больше нынешних, но в них можно жить, работать, учиться, отдыхать, заниматься любимым хобби и т. д. «не выходя на улицу».

Мнение социолога: «Такая жизнь – противоестественна»

Социолог Николай Соколов:

«Человек, как биологическое существо, сформировался в условиях, которые сегодня можно обнаружить разве что где-нибудь в глухой тайге. Поэтому жизнь в современном городе противоестественна для человеческого организма – нам не подходят ни шум, ни электромагнитные поля, ни чрезвычайно высокая плотность населения. Но наше социальное начало развивается вопреки аргументам биологии. И хотя экологическое жилье за городом является сегодня мировым трендом, желающих жить в городских условиях гораздо больше. Города продолжают расти, формируя техническую среду, в которой уже сегодня можно прожить, не покидая ее пределов. А если технический прогресс обеспечит все необходимое в пределах одного дома – человек приспособится жить, не покидая или почти не покидая и его.

Проблемы современных жилых комплексов-гигантов производны от инерции мышления, от того, что развитие человеческого сознания отстает от развития техники. Во-первых, удивительно живучей оказалась модель «спальных районов», порождающая транспортный коллапс из-за того, что огромные массы ежедневно вынуждены перемещаться между зонами жилой и деловой застройки. Разве не логичнее выглядит «смешанная» городская среда, в которой человек может поселиться в пешеходной доступности от места, которое он посещает каждый или почти каждый день?

Что касается разобщенности жильцов, то в современных комплексах-гигантах практически отсутствуют общественные пространства. Микроскопический двор или придомовая территория, строго функциональная минималистская организация мест общего пользования. Едва ли не единственное, что доступно жителям, – организация мест для курения на лестничных площадках, что, как правило, незаконно. Отсюда и разобщенность жильцов – ведь у них нет готового пространства для совместной деятельности, и поскольку позитивному взаимодействию соседей не развиться, единтвенным реальным поводом для их общения оказываются нарушения тишины, мусор и испорченное имущество, то есть закрепляется стереотип о том, что между соседями возможен только конфликт, скандал».

Мнение эксперта: «Ограничить автомобили»

Эксперт транспортного развития Илья Резников:

«Обеспечить транспортную доступность обширных 25-этажных жилых районов можно только с помощью общественного транспорта. При такой плотности застройки практически невозможно построить столько улиц и такой ширины, чтобы большинству жителей хватило для передвижения на личном транспорте и не было пробок. Проблема в том, что покупателям такого жилья об этом не сообщают.

Более того, в России нет механизма, прямо позволяющего ограничивать использование личных автомобилей, а он нужен для таких районов. Например, в крупных городах Японии ты не можешь зарегистрировать и использовать автомобиль, если у тебя нет арендованного или собственного места его постоянной парковки. И там нельзя стоять на газоне или пустыре.

Но я понимаю, что подобный подход вряд ли будет популярным. Потому для России остается вариант, скорее, с прямым запретом на подобные районы, или хотя бы ограничением высотности до 9–12 этажей, что когда-то у нас и считалось нормой. Но даже в этом случае для обслуживания таких микрорайонов нужен хороший общественный транспорт – в Петербурге это могут быть трамвайные линии, провозная способность которых выше, чем у автобусов или троллейбусов. И, конечно, такой трамвай должен идти к метро или станциям городской железной дороги».

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.