Душа колоколов. Как царь Петр научил русских слушать карильон

Три столетия назад Петр I привез в Россию первый карильон - редчайший музыкальный инструмент, состоящий из множества настроенных колоколов. Русский царь заметил моду на колокольное искусство во время путешествия по Европе, поэтому не мог оставить своих подданных без уникального инструмента.

   
   

На европейский манер

Каждое воскресенье жители и гости Санкт-Петербурга наслаждаются карильонными концертами, звуки которых доносятся с высоты Петропавловского собора. Но не все знают и понимают, что за инструмент звучит - иногда его путают с мелодией часов-курантов или со звоном колоколов русской звонницы храма. Определить карильон можно по часам — он играет в 17:00 в летнее время и в 15:00 зимой. В этот момент обратите внимание на среднее арочное окно колокольни, оно должно быть открытым.

Основоположником карильонной традиции официально считается Петр I. Царь вез в новую столицу все самое лучшее, поэтому приметив карильон с 35 колоколами в Голландии, он купил его за рекордные по тем временам 45 000 рублей и установил в колокольне Собора Петра и Павла как символ нового времени и торжества искусств. С 1720 года иностранный инструмент ежедневно играл в Петропавловской крепости по 30 минут до полуденного выстрела пушки. Однако все изменилось в 1756 году — во время грозы в шпиль собора попала молния, начался пожар. Огонь был такой силы, что колокола расплавились и стекали прямо на площадь. Петровский карильон был уничтожен.

В ту же ночь дочь Петра Елизавета заказала новый инструмент, который смогли установить только в 1776 году. Второй карильон играл вплоть до своей «старости» в 1840 году. Идея возродить карильонное искусство возникла лишь в 1990-е годы, когда в Петербург приехал знаменитый бельгийский карильонист Йозеф Хаазен. Он организовал проект по строительству инструмента, нашел спонсоров и в 2001 году карильон вновь заиграл в Петропавловском соборе. Он состоит из 51 колокола, общий вес которых больше 25 тонн, и звучит в диапазоне четырех октав.

«Звук карильона отдаленно напоминает орган, - рассказывает Йозеф Хаазен. - Но у инструментов есть свои отличия: орган подходит для игры в закрытом пространстве, а карильон — в открытом, тогда звук будет полным и гармоничным».

По словам Хаазена, игра на кариольне сродни искусству карате, только с нотками артистизма.

«Мы играем кулаками и ногами, поэтому музыкант должен быть физически сильным, - продолжает карильонист. - Также нужно регулярно заниматься, чтобы не потерять навык. Например, я делаю это трижды в неделю. Еще для игры нужен хороший слух и акустика — только при этих условиях получится тот самый идеальный звук, которым знаменит карильон Приятно, что слушатели очень любят наши концерты и фестивали, говорят, что Петропавловский собор невозможно представить без карильона».

   
   

Ответить нежным пением

Важно отметить, что карильон — это светский инструмент и он никогда не участвует в церковной службе и не принадлежит ни к одной конфессии. На «колокольном органе» Петропавловской крепости исполняют не только классические музыкальные произведения, но и современные джазовые композиции и фольклор. Часто концерты дает Олеся Ростовская — в 2006 году она поступила на кафедру органа клавесина и карильона на факультете филологии и искусств в Санкт-Петербургском государственном университете и с тех пор не расстается с инструментом. Музыкант входит в число самых плодовитых карионных композиторов в мире среди женщин.

«Несмотря на свою массу, колокол — тонкий живой инструмент, который отвечает опытному музыканту нежным пением, - говорит Олеся. - Мы играем кулаками, но это не значит, что по клавишам стоит бить с силой. Нужна точность, скорость и небольшое физическое воздействие».

Кстати, громкость внутри карильона значительная, но благодаря тихим певучим звукам, на который способен инструмент, музыкант не глохнет во время игры.

В Петербурге учатся карильонисты из многих стран мира — Японии, Китая, Белоруссии, Германии. За все время существования кафедры образование получили 250 карильонистов. Кто-то смог овладеть редким инструментом за два года, а кто-то за 10 лет. Все карильонисты России и мира поддерживают связь между собой и принимают участие в концертах и ежегодных летних фестивалях карильонной музыки в Петропавловской крепости. Кстати там же в октябре на Соборной площади открылась выставка, посвященная истории создания редкого инструмента. Ее автором стала Олеся Ростовская.

Сколько карильонов на планете?

Карильоны делают на специальных заводах. Для этого нужно отлить колокол, настроить каждый на определенную ноту, затем создать клавиатуру и трансмиссию от клавиш к языкам колоколов, а после смонтировать инструмент в башне. Во всем мире насчитывается 1000 карильонов, четыре из которых находятся в России. Помимо Петропавловской крепости инструмент есть в музее-заповеднике Петергоф. Карильон голландской фирмы Petit Fritsen c бронзовыми колоколами установили в 2005 году.

В Белгородской филармонии находится единственный в стране мобильный карильон, который может путешествовать с концертами по разным городам. В 2022 году карильон установили в парке Патриот в Москве — в верхней части триумфальной арки расположились 78 колоколов.

История сохранила лишь несколько имен карильонистов. Среди них — нидерландский слепой композитор XVII века Якоб ван Эйк. Он был дворянских кровей, в родном городе Хесден выучился колокольному звону. В 35-летнем возрасте он занял место штатного карильониста Утрехтского кафедрального собора, также играл на блокфлейте.

Бельгиец Жеф Денейн родился в 1862 году и вошел в историю как основатель самой престижной в мире школы карильонной музыки. Благодаря ему карильоны стали известны и за пределами Западной Европы.

Фламандец Маттиас ван ден Гейн жил в XVIII столетии и с ранних лет проявлял талант в музыке. Известно больше 100 работ композитора, причем три из них были опубликованы при его жизни. Карильонист писал танцевальную музыку, марши и мелодии для официальных мероприятий.