Чему научат роботы? Как дети создают беспилотники и суда

Без творческого начала робота не создать. © / freepik.com

Кружки робототехники сегодня открываются повсюду. Но это не те курсы, которые были 30 лет назад. Как со временные малыши изучают программирование, чем это полезно детям, и о чём родителям может поведать совок, примотанный скотчем к швабре, – рассказ ал педагог Андрей Исауленко.

   
   

Досье. Андрей Исауленко
Выпускник и руководитель морского клуба «Юнга» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, педагог дополнительного образования.

Главное – фантазия

Елена Банокина, SPB.AIF.RU: Андрей Валерьевич, робототехника времён СССР – создание механических машинок, роботов… А что сегодня представляет из себя этот курс?

Андрей Исауленко: Более сложную историю. Если раньше использовалась примитивная радиоэлектроника, то сейчас – компьютеризированное и программное обеспечение. Конечно, ребята могут делать машинки, а на моих занятиях – надводные суда, но они наполнены программным обеспечением, робот получается полностью автоматизированным. Человек ему не нужен. Во время программирования ребёнок ставит роботу задачу: например, проплыть 20 метров, найти объект и поднять его над водой. И робот это делает самостоятельно. Воспитанники морского клуба «Юнга», которые занимаются по данной программе, проводят запуски в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных, в отделе техники, где есть бассейн для испытаний. А однажды мы запускали робота в Фонтанке, так как нужно было испробовать, выдержит ли модель волну.

– Звучит очень сложно!

– На морскую робототехнику записываются ребята старше 12 лет, которые уже имеют базовые знания в программировании. Сначала они посещают основной курс, а уже после этого переходят на более узкую специальность.

   
   

– С какого возраста ребятам стоит изучать программирование? Встречала родителей, которые уже с четырёх лет погружают ребёнка в эту сферу.

– Осваивать компьютер можно в дошкольном возрасте. Но что касается программирования, то мой опыт подсказывает, что лучше всего начинать лет в семь, когда ребёнок уже пошёл в школу и начал изучать азы математики и логики. Кроме того, у него должно быть развито абстрактное мышление, чтобы погрузиться в сферу IT.

Ребята постепенно знакомятся с этим направлением и создают сначала элементарные модели, постепенно приходя к более сложным вещам. После этого уже выбирают направление. Кто-то остаётся в программировании и совершенствует свои навыки там. Кто-то идёт создавать водных роботов, кто-то – беспилотные летательные аппараты.

– Какой-то базовый набор качеств или навыков должен быть у детей? Например, выраженные математические способности…

– Нет, принимаем всех. Другой вопрос, как родителям понять, что ребёнка нужно отдать на занятия? Если они видят, что у сына или дочки есть желание что-что изобретать, если дети ищут новые пути решения банальных задач, например, к швабре пытаются совок со скотчем привязать, чтобы облегчить уборку, – значит, программирование и робототехника им понравятся.

– Разве робототехника это не совокупность точных наук – математики, физики, механики? Ребёнок-гуманитарий справится?

– Современная робототехника – это не только механика и физика. В сфере робототехники нужны ребята с более обширными знаниями, просто быть успешным в точных науках уже недостаточно. Если школьник дополнительно изучает музыку, биологию, морское дело и сфера его знаний обширна, есть вероятность, что он сможет изобретать интересные, необычные вещи.

Но самый главный навык – это уметь придумывать. Без творческого начала робота не создать. Всё-таки физике и математике можно научить, а фантазировать – нет.

Музыкант и программист

– Кто чаще записывается на занятия по робототехнике?

– Одинаковый интерес и у мальчиков, и у девочек. Правда, у них разное мышление. Девочки делают своих роботов эстетичными, максимально функциональными. А мальчики создают мощные конструкции, которые бы одновременно решали множество задач.

– Понятно, что на занятия детей записывают родители. Что ждут мамы и папы от курса?

– В первую очередь, познакомить с перспективной профессией, за которой будущее. Через десять-двадцать лет роботы плотно войдут в нашу жизнь. Ребёнок может бросить занятия или уйти в другое направление, но у него всё равно останется целый набор навыков, а в памяти понимание, что машиной можно управлять, контролировать её. И в целом робототехника развивает внимательность, фантазию, аккуратность, умение работать в команде, спортивный интерес здесь тоже присутствует – хочется преодолеть самого себя.

– Бывает, что ребёнка заставляют ходить на занятия, но вы видите, что ему это неинтересно?

– Да, случается. Тогда нужно найти то, что вызовет его интерес. Не нравится конструировать? Делай упор на программирование. И наоборот. Бывает, что есть дети, которым в целом сфера неинтересна, – он бы хотел рисовать, заниматься танцами или играть в футбол. Задача педагога пообщаться с родителями и предложить им направить ученика на те занятия, к которым у него лежит душа, есть способности. Часто дети стесняются сказать маме, что не хотят ходить на курсы. Тут надо вмешаться педагогу. Всё-таки не все должны быть программистами и инженерами, а возможности дополнительного образования в Петербурге так широки, что для каждого можно найти занятие по душе.

Не школьный урок

– Робототехника – это дополнительное образование, хобби. Как строите занятия, чтобы они не были похожи на школьные уроки?

– Во-первых, у нас нет домашних заданий. Ребёнок дома может продолжать свой проект, мы этого не запрещаем. Но правила такого нет. Во-вторых, в системе дополнительного образования нет оценок. Конечно, хвалим за успехи. Но главная награда для детей – это не слова педагога, а момент, когда их робот начинает работать. Такое счастье в глазах, даже возгласы «ура» слышны иногда. Словами это не передать.

Подход к каждому индивидуальный. Кто-то всё знает в области программирования, но не понимает, как эти знания объединить. У другого появилась интересная идея, но как реализовать её, он не знает. Задача педагога – сесть вместе с учеником и направить его. Не дать готовое решение, а показать путь, по которому нужно двигаться.

– У кого сложнее задача: у школьного учителя или педагога дополнительного образования?

– У каждого свои сложности. Но задачи у нас разные, хотя цель одна – вырастить человека.

Учителю в школе нужно научить ребёнка любить учиться. Дать основной набор знаний, без которых дети не смогут закончить школу и социализироваться. Если ты не умеешь читать, не знаешь таблицу умножения, в жизни будет тяжело. У дополнительного образования другие цели – ребята идут в секции, клубы, театры, лаборатории за своим увлечением, чтобы найти то общение, те навыки и знания, которых нет в школьной программе. И наша задача огонь в их глазах не погасить, а потенциал – раскрыть. Важно создать такую атмосферу, где подрастающему человеку будет проще проявить себя, предлагать свои идеи и экспериментировать, не бояться достигать высоких целей и результатов.

– Если говорить о глобальной цели занятий в кружках робототехники, то какая она?

– Наполнить сферу IT-специалистами высокого уровня. Робототехнические системы всё больше будут появляться в нашей жизни, а кто будет ими управлять и обслуживать? Поэтому заниматься профориентацией школьников нужно ещё в раннем возрасте. Тем более что интерес и талант у них есть. Ребята регулярно участвуют в профильных выставках, конкурсах и конференциях, становятся победителями, а их проекты потом используются предприятиями в промышленных масштабах. Многие выпускники Дворца уже поступили в вузы по инженерным и IT-направлениям. А это новые специалисты и новые решения.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.