Подготовка кадров в области медицины – дело серьёзное и ответственное. Будущего врача важно научить не только лечить пациента, но и выстраивать коммуникацию с ним.
О подготовке специалистов и системе наставничества после вуза рассказал начальник учебного управления ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Захар Лопатин.
Можно ли воспитать медика?
Елена Банокина, SPB.AIF.RU: Захар Вадимович, по каким критериям сегодня отбирают ребят в медицинские вузы?
– Знаю, что в некоторых странах есть собеседования перед приёмом в медицинский вуз. Стоило бы ввести такую практику и у нас?
– Безусловно. Важно оценивать не только уровень теоретических знаний, но и психологической готовности. Осознаёт ли абитуриент свой выбор? Готов ли он в дальнейшем работать по специальности или просто займёт место другого студента?
Причём, на мой взгляд, стоило бы ввести психологическое тестирование на двух уровнях образования – для тех, кто поступает на основную программу (это обучение 5–6 лет), и кто идёт в ординатуру, где диапазон психологической зрелости должен быть особенно широким. Ведь есть специальности, требующие высокого уровня энтузиазма, высокой коммуникативной компетенции, чтобы общаться с конфликтными родными или сообщать тяжёлые новости (например, в области онкологии). Но пока такие тестирования не проводятся, а вузы не могут самостоятельно устанавливать дополнительные требования к абитуриентам.
– Сегодня нередко студенты учатся только ради диплома. Сколько из ваших воспитанников остались в профессии?
– В нашем университете есть центр карьеры, мы отслеживаем ситуацию по трудоустройству, чтобы понимать, насколько востребованы наши выпускники. Могу сказать, что в 2019 году мы вошли в рейтинг лучших вузов России по трудоустройству. В этом году процент оставшихся в профессии снизился по сравнению с предыдущим, но всё равно составил 92,5%. Из «отсеявшихся» 4,8% – это те, кто ушёл в отпуск по уходу за ребёнком. А вот 2,7% действительно не увидели себя в медицине или ушли в смежные профессии.
– На ваш взгляд, какими качествами должен обладать настоящий врач?
– Мои педагоги на первое место всегда ставили способность учиться и искать информацию. И я с этим согласен. Большой уровень теоретических знаний не всегда отражает успешность специалиста – доктор может прекрасно разбираться в теории, но не уметь применять эти знания на практике, ориентироваться в них. Второе не менее важное качество – врач должен быть пациентоориентированным.
Не врач, а партнёр
– Среди пациентов есть понятие «хороший» и «плохой» доктор. Хороший – который не только вылечит, но и в целом будет внимателен: выслушает жалобы, задаст дополнительные вопросы, успокоит. Во время учёбы уже можно понять, есть ли такая эмпатия у студента?
– Наши образовательные программы проектируются с таким расчётом, чтобы студенты выходили из вуза с полным набором компетенций. И это не только практические навыки и знания, но и Soft skills: умение искать информацию, способность генерировать новые идеи и общаться с пациентом, как с партнёром. Если студент недотягивает до этого уровня, то он не сможет сдать сессию и будет отчислен.
«Выслушает, успокоит» – это про коммуникативные навыки врача, которые не менее важны, чем теоретические знания. Согласно опросу, который мы недавно проводили, 84,8% студентов и выпускников считают, что подготовка докторов должна содержать отдельную дисциплину, формирующую коммуникативные навыки. Ребята понимают необходимость обучаться именно в этом направлении.
– Но подобная дисциплина есть?
– Да, она появилась три года назад, и я был одним из идеологов её внедрения. В следующем году у нас будет первый выпуск врачей, которые прослушали данный курс, сдали по нему зачёт. Также есть блок коммуникативных навыков в рамках профильной дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней». Здесь студенты учатся обследовать пациента и различать патологические состояния.
– Почему только сейчас ввели такую дисциплину?
– Раньше были немного другой менталитет и другое отношение к сфере здравоохранения. Но мы понимаем, что врач не только должен лечить пациента, но и проявлять эмпатию, внимание, заручиться поддержкой подопечного. Тем более при определённых заболеваниях общение с пациентом нужно выстраивать по-особенному. Больной может быть растерян, напуган, раздражён, переживать боли, с которыми не может справиться. Доктор должен поддержать его, а не вступать в конфликт. Конечно, этому нужно учиться. Более того, врач обязан уметь общаться и с персоналом, другими докторами, чтобы дойти до главной цели – вылечить пациента. Тут без грамотной коммуникации не обойтись.
Важен наставник
– Первый год работы всегда очень сложный. Как строится взаимодействие с врачом, который только пришёл работать после университета в клинику?
– Считается, что университет должен подготовить студента настолько, чтобы он пришёл на рабочее место и сразу начал выполнять свои профессиональные обязанности. Но в результате опроса 74% выпускников заявили, что им этой студенческой практики не хватило. 27% опрошенных хотели бы больше практиковаться в стационаре, а 8% – в поликлинике. Мы, конечно, стараемся давать им больше практики, причём если студент целевой, то направляем его сразу практиковаться на будущее рабочее место.
Мы выпускаем новое поколение врачей, которые знают, как общаться с пациентами, что такое коллегиальные решения. Но этого мало, поэтому, безусловно, молодому врачу очень важно иметь наставника, к которому можно обратиться с вопросом о дальнейшем лечении пациента.
Сегодня система тьюторства только развивается. В начале февраля Совет Федерации поручил сформировать действенный механизм привлечения работодателей в процесс наставничества, вплоть до включения в Трудовой кодекс статьи, которая определяла бы меры поощрения тьюторов. В марте министр просвещения сказал, что будет создаваться Всероссийская ассоциация наставников. В начале августа были выпущены методические рекомендации по развитию наставничества на рабочем месте.
– Я, как пациент, сталкивалась с тем, что в одних клиниках молодые специалисты шли консультироваться с более опытными врачами, а в других – просто разводили руками и писали банальные рекомендации. То есть система наставничества уже работает, но не повсеместно?
– Да, часть клиник самостоятельно внедрила взаимодействие «молодой специалист – опытный врач». Это правильный путь, благоприятный и для пациента, и для начинающего специалиста. Если мы хотим растить поколение профессиональных врачей, надо обязательно идти этим путём. Пока же выпущенные рекомендации по наставничеству – это не обязанность, а именно рекомендации.
– В какой момент человек, изучающий медицину, становится врачом?
– Это сложный вопрос. Юридически – когда получает диплом и проходит аккредитацию, которая и даёт ему право на работу. Фактически – это происходит ещё в студенческие времена, когда он самостоятельно принимает решение в отношении пациента и предлагает его преподавателю. Но если говорить о том, когда врач становится профессионалом, Врачом с большой буквы… Я не знаю, какой доктор может себя считать полностью сформировавшимся и знающим всё. Это длинный и сложный путь.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.