Диалог поколений. Какие задачи стоят перед наставником

Чтобы заинтересовать учеников, нужно самому быть увлечённым своим предметом. © / Минпросвещения РФ

«Сегодня педагогика, наставничество это не только искусство, творческий подход, но и современные технологии, опирающиеся на научные открытия», – считает директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии образования Елена Казакова.

   
   

Почему «сеятели разумного, вечного» вновь садятся за парту? Как изменится труд наставника? Кто поможет снизить нагрузки? И отчего учитель – счастливая профессия? Об этом профессор рассказала «АиФ».

Не упустить эффективные идеи

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Елена Ивановна, сегодня мы много говорим о наставничестве, а что для вас значит это понятие?

Елена Казакова: Я бы сказала, что это призвание, миссия. Наставника нельзя назначить или включить в штатное расписание. Такой человек сам решает передать свои знания другому, и его, как правило, интересует не только квалификация, но и человеческие качества воспитанника. Ведь наставник – это не тьютор, коуч или ментор. И когда мы говорим о его квалификации, то имеем в виду не только навыки мастера производственного обучения. Этот человек должен научить воспитанника ставить цели, определять способы, как их можно достичь, и получить результат. Сегодня возникает много нестандартных ситуаций, когда решение необходимо принимать в сжатые сроки. Здесь особенно нужен наставник, который не упустит ни одну эффективную идею и создаст инструмент развития.

Мне кажется, когда планировался Год педагога и наставника, авторы концепции хотели значительно расширить круг людей, которые делятся с молодёжью своими опытом и компетентностью. Результаты показывают, что во многом цель достигнута.

– Но как добиться, чтобы мастер вкладывал силы и душу в становление воспитанника? Ведь это не только дополнительная нагрузка, но и альтруизм. Получается, всё, чего достиг на протяжении жизни, надо добровольно передать другому…

   
   

– У меня есть гипотеза, что настоящий профессионал на вершине своих достижений испытывает настоятельную потребность учить других, видеть рядом тех, кто продолжит его дело. Примеров немало. Лев Толстой пришёл к выводу, что педагогика и просветительство в России едва не важнее, чем его великие романы. Он открыл школу для крестьянских детей, написал для них «Азбуку», создал собственную педагогическую систему, где главным было – заинтересовать учеников. Выдающимся педагогом стал и блестящий хирург-новатор Николай Пирогов, который считал, что основная задача школы – «воспитать человека». Так что это личный выбор каждого. Одни оставляют наследникам фирмы и банковские счета, а другие передают подрастающему поколению свои знания и опыт.

– Есть крылатая фраза: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться». Насколько она справедлива?

– Ученики всегда идут вперёд, опережая своих наставников. Раз прикоснулись к классикам, можно вспомнить ещё одно знаменитое посвящение: «Победителю-ученику – от побеждённого учителя». Эти слова Жуковский написал Пушкину, когда тот прочитал ему заключительные главы «Руслана и Людмилы». Мы понимаем, как бы ни работал наш мозг, с возрастом он начинает ослабевать, и хочется видеть тех, кто продолжит дело. Я, например, горжусь, что принадлежу к научной школе Зинаиды Ивановны Васильевой. Что училась у Галины Ивановны Щукиной, застала Тамару Константиновну Ахаян и других великих учёных и педагогов. Счастлива, что судьба подарила мне эти встречи, и я до сих пор пользуюсь знаниями, которые мне дали.

Наставник – на вторых ролях?

– Вы говорите о значении наставника, его миссии, но на самом деле такой специалист в школе или училище находится на вторых ролях, а его труд не оплачивается. Как изменить ситуацию?

– Уже в текущем году в системе образования страны должны появиться две новые квалификации: учитель-методист и учитель-наставник. На одной из встреч в министерстве просвещения я напрямую спросила: «Это снова будут таблички для украшения, или последует реальное расширение прав и возможностей? Выделят ли из бюджета средства, в том числе на зарплату?» Все ответы были положительными. Сотрудники министерства подтвердили, что методики и нормативные документы практически готовы, финансирование предоставлено, должность наставника скоро будет закреплена на уровне закона. Что касается высшего образования, то в этой сфере развитие научных школ давно поддерживается. Есть различные гранты и премии, которые помогают их формировать, а Российская академия образования регулярно проводит мониторинг.

– Сегодня перед учителем стоят новые вызовы. Какими качествами должен обладать современный педагог, чтобы быть на высоте?

– Давайте поставим вопрос по-другому: что является признаком профессии? С моей точки зрения, учитель должен постоянно учиться. Потому что если он понимает, как совершаются открытия, проверяются гипотезы, решаются задачи, то сможет объяснить это и своим ученикам. Если же ему неведома радость от чего-то нового, а каждый день видятся только серые будни – он ничего не передаст и воспитанникам. Сейчас мир изменился: все факты, море информации можно спокойно найти в телефоне, легко помещающемся в карман. Повышенные требования предъявляются и педагогам. Эффективен может быть только тот учитель, который открыт всему передовому и интересен своим ученикам. Предлагает оригинальные примеры, просит подтвердить или опровергнуть доказательства. Придумывает задачи, которые заставят молодых людей размышлять, а значит, идти дальше.

– В вашем институте как раз учат учителей. Но что заставляет их садиться за парту?

– Речь о действующих педагогах, людях с высшим образованием. Днём они работают в школе, а вечером, не менее трёх дней в неделю, занимаются по программе магистратуры и после завершения получают диплом. Продолжительность курса – 2 года и 3 месяца. Всё за счёт бюджета. В этом году у нас конкурс – шесть человек на место. Какие причины у математиков, литераторов снова стать студентами? Приходят за новыми идеями, широтой кругозора, чтобы снять рутину. Это серьёзная тема. Не случайно в 2023 году Шнобелевскую премию (пародия на знаменитую Нобелевскую, вручается с 1991 г. за необычные и остроумные исследования, чтобы привлечь к проблемам широкое внимание. – Прим. ред.) в номинации образование присудили «за методичное изучение скуки учителей и учеников». Кажется, смешно, однако на самом деле заставляет задуматься.

Cкучать некогда!

– В школах Петербурга скуки точно нет. Наоборот, создаются условия, чтобы свои способности, стремления могли реализовать и ученики, и их педагоги.

– Согласна, сегодня у нас объективно другая школа, чем ещё 5–7 лет назад. Причём с каждым годом она становится менее бюрократической и более стимулирующей. Если учителю требуется определённое оборудование для кабинета – его приобретут. Есть желание начать интересный проект – предоставят финансирование. Нужно повысить квалификацию – выбирай любые курсы. При этом петербургский учитель сохраняет своё лицо, интеллигентность и прочно встроен в культуру и традиции города.

– Но постоянными остаются и жалобы – на профессиональное выгорание, большие нагрузки, скромные заработки. Разве не так?

– А у врача скорой помощи, шахтёра, геолога нагрузка меньше? Если хорошо работать – высокое напряжение неизбежно в любой сфере. Да, у учителя ненормированный труд, относительно небольшая зарплата. Если интересуют доходы – идут в репетиторство. Ну а нагрузку можно снизить за счёт современных возможностей. Ведь педагогика это не только искусство, творческий подход, но и технологии, опирающиеся на научные открытия.

В нашем институте мы стараемся давать эти знания, есть даже программы подготовки педагогов для школы высоких технологий. Более того. Некоторые компании в связи с бурным распространением искусственного интеллекта уже приглашают учителей для обучения нейросети. Цифровые платформы, например, прекрасно помогают педагогам справляться с проверкой многих типовых заданий. Таким образом освобождается время для индивидуальной работы с ребёнком, собственного профессионального роста.

– Что для вас значит быть учителем?

– Это большая награда. У нас счастливая профессия – не надо искать смысл в жизни. Педагогика занимается сложным, но таким необходимым предметом – счастьем человека и благополучием мира. Причём твой учитель не обязательно должен трудиться в школе. Это может быть тренер в спортзале, машинист на транспорте или мастер на стройке. Надо жить достойно, и к тебе придёт твой учитель.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.