И учёба, и производство. Как воспитать настоящих профессионалов

Андрей Романовский в профессию пришёл осознанно. Он сам выпускник колледжа, а преподавать пришёл с завода. © / Жанна Данилова / АиФ

За практикантами и выпускниками этого колледжа петербургские машиностроительные заводы выстраиваются в очередь. Наставник по токарным работам на станках с числовым программным управлением (ЧПУ) Андрей Романовский рассказал, как проходят подготовку его обучающиеся, с чем связана такая востребованность, и что главное в работе с будущими профессионалами.

   
   

Для завода, а не для Олимпиады

«Для меня главное, чтобы ребята хорошо устроились в жизни, – говорит Андрей Владимирович. – А те, у кого сердце лежит к профессии, потом смогли бы работать по специальности и получать от этого удовольствие, приносить пользу Родине. Большинство станочников – наладчики станков с ЧПУ, технологи машиностроения, операторы станков с ЧПУ – идут сразу на заводы. Лишь немногие после выпуска призываются в армию. Я веду занятия так, чтобы они в будущем хорошо устроили свою трудовую жизнь, поэтому не готовлю их специально для конкурсов и олимпиад. Важнее научить их тому, как будет на заводе: правильно пользоваться измерительными инструментами, понимать, что порой не нужно торопиться, а напротив – притормозить, перепроверить. И при этом у нас всё же есть успехи в конкурсном движении. Впервые мы вошли в тройку лидеров в отборочном этапе Всероссийского чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы». В Санкт-Петербурге наш колледж регулярно занимает первые места, но в Москве мы впервые проявились так ярко и с небольшим отрывом по баллам от первого и второго мест.

Ребята приходят в колледж очень талантливые. Такой и наш участник чемпионата Александр Мотовилин. Едва он приступил к практике, парню всё было очень интересно, и с первых занятий он проявил максимальную заинтересованность, оставался на две подгруппы, помогал мне. Я рад был его поддержать, потому что лучший способ научиться самому – объяснить другому. И Саша, как ассистент, вёл со мной занятия, показывал вещи, которые сам уже отработал, учил этому других студентов. Уже после чемпионата мы с ним проанализировали, почему не первое место: мелкие ошибки и недочёты из-за стресса, где-то не перепроверил, поторопился, но пробелов в знаниях не было. Я им очень горжусь, как наставник».

Очередь за специалистами

Машиностроительная отрасль развивается интенсивно, специалистов нужно всё больше, и задача колледжа подготовить их как можно быстрее и качественно. Наладчики станков с компьютерным управлением учатся чуть меньше четырёх лет. Они изучают универсальные токарные и фрезерные станки. На третьем курсе ребята проходят полностью учебную практику на станках с ЧПУ, у них есть шестинедельная производственная практика на заводе. К этому времени они почти все трудоустроены на предприятиях, получают зарплату.

«Сейчас колледж вошёл в программу «Профессионалитет». Это новая форма сотрудничества образовательных организаций и работодателей в формате образовательно-индустриальных кластеров, объединённых общностью программ, которые будут реализовываться под конкретный заказ работодателей с их непосредственным участием, – объяснил Андрей Романовский. – И теперь учебная программа у этих ребята сократится на год. Да, за нашими ребятами уже сейчас большая очередь. На оборонных заводах много трудится наших парней. Третий курс только вышел на учебную практику на универсальных станках, а представители заводов уже торопят: ждём студентов. Кого-то даже берут сразу на производственную практику, хотя она должна начаться только через полгода. Я такого не поддерживаю, потому что на заводе они не получат весь спектр знаний. За одним станком с одним наставником они научатся работать только с этим станком. А в колледже ребята шире познают информацию, у нас разносторонний спектр оборудования, и на учебной практике на протяжении нескольких месяцев они осваивают все станки и специализированное программное обеспечение за компьютерами. Но мы уже решили, что потом компенсируем им учебную практику, будем с производства небольшими группами забирать в наши мастерские. Нам тоже важно, чтобы они успешно сдали выпускные экзамены и вышли профессионалами без пробелов в знаниях».

Получилось!

Мастерские впечатляют обилием современного оборудования. По масштабам – не хуже любого завода. Андрей Владимирович говорит, что у них практически на ноль сведены все аварийные ситуации, когда по неопытности практикант может сломать что-то, и потребуется вызов специалиста для ремонта.

«Станки только выглядят большими и страшными, а на деле эти машины очень уязвимы, – рассказывает мастер. – За последние четыре года у нас было всего два случая поломок. Это мало, поверьте. Ребята только учатся, и здесь я максимально внимателен, моя задача научить и показать так, чтобы они не допускали ошибок. Мало того, что станок будет простаивать, пока его не починят. Ещё ведь с этими ошибками они могут уйти дальше на производство. Поэтому стараюсь максимально предупреждать такие случаи».

   
   

Кажется, практикант Никита Быков доверие мастера заслужил: ему позволено выполнить первую деталь у станка. Наставник контролирует каждый шаг, одногруппники внимательно следят и запоминают: им ведь предстоит тоже поработать. В конце занятия – измерения.

– Ну как, получилось?

– Да, все размеры совпадают, – улыбается парень.

– А которую неделю вы на практике?

– Третий день всего. Сейчас в своих мастерских поупражняемся, в ноябре нас распределят по заводам. Там уже видно будет: кто с руками, а кто лишний, – подшучивает Никита. – А вообще Андрей Владимирович наставник классный. Он объясняет, показывает – и всё понятно. Где-то пошутит, даёт манипуляции самим производить. С ним легко и хорошо учиться. Мне нравится сам процесс обработки материала и получение из него запчасти, начиная от простой дверной петли до детали для ракетных двигателей. Чувствуешь себя прямо создателем, когда кусок металла в твоих руках превратился в не самую дешёвую деталь.

Династия наставников

Андрей Романовский в профессию пришёл осознанно, как и его ученики. Он сам выпускник колледжа, а преподавать пришёл с завода. Трудился в Центральном конструкторском бюро машиностроения, когда мастера, которые его учили прежде, пригласили стать наставником.

«У меня педагогическая семья, родители работали в вузе, отец – профессор, мать – доцент. Так что привычно, ожидаемо вполне было получить такое предложение. Пятый год здесь и не жалею, ребят учить это приятно, почётно. Испытываю огромное удовольствие, когда вижу результаты нашего совместного труда. Они приходят на практику и ещё ничего толком не знают. А смотришь в конце года, когда они уже смело и правильно пользуются оборудованием, инструмент собирают, размеры определяют – гордость просто берёт. Если ещё и с предприятий говорят: «Молодцы, давайте нам ещё больше таких выпускников», понимаешь, что правильное и полезное дело в жизни выбрал».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.