Маленькие разведчики Баден-Пауэлла
Поражение в русско-японской войне стало не только мощным ударом по российской армии и флоту, но и настоящей катастрофой для патриотического настроения. Население, потерявшее на войне близких, осознавало, что власть не способна дать отпор врагу и не питало больше иллюзий относительно царя.
Идея воскрешения русского патриотизма пришла с неожиданной стороны. В 1909 году Николай II прочёл книгу английского основателя разведки Роберта Баден-Пауэлл «Scouting for boys» («Разведка для мальчиков»). Книга, пользовавшаяся колоссальным успехом за границей, покорила императора, который приказал сделать перевод на русский язык и опубликовать в издательстве Генерального штаба под названием «Юный разведчик».
В книге красочно и подробно описывался героизм 12-летних мальчиков, служащих под началом Баден-Пауэлла, и участвующих в разведке. Истории о том, как юноши следили за неприятелем и проносили письма через линию фронта, прочитал капитан лейб-гвардии Стрелкового полка Олег Пантюхов. Позже, вспоминая свои впечатления от произведения, он говорил, что его пленили идеалы «патриотизма, любви к Богу, помощи ближнему, любви к природе... рыцарские качества и навыки», которые демонстрировали бойскауты. Он понял, что при умном подходе, дополняя «русскими обычаями, песнями и играми», это можно было претворить в России, подняв тем самым в юношестве веру в Отечество.
Исторический момент
Свои намерения Пантюхов осуществил 30 апреля 1909 года на детской площадке в Павловском парке. Собрав вокруг себя маленьких слушателей, он с энтузиазмом рассказал им о прочитанной книге и закончил тем, что предложил собравшимся примкнуть к Царскосельскому отряду русских скаутов-разведчиков. Желающих в тот день набралось много – ребята слушали, открыв рот и буквально не дыша. Пантюхов отобрал несколько человек - пробную семёрку из детей 12-14 лет, которая стала основой новой школы.
Во главе организаций стояли люди, понимавшие, что для успеха дела необходимо наряду с серьёзной дисциплиной вносить в обучение элементы игры. Когда скаутское движение набрало популярность и такая организация появилась во многих российских городах, можно было видеть, насколько вольной была жизнь учеников: досуг здесь перемежался обучением, каждая школа имела собственные обычаи, свою форму. Единым и непреходящим оставалось одно: ощущение, что школа – это большая семья, существующая на благо России.
«Фельдфебельский» подход Николая
Необходимо заметить, что Николай II был инициатором создания движения бойскаутов. Он понимал, что до призывного возраста мальчики должны быть подготовлены к тяготам военной жизни. Однако его подход оказался в корне неверным и в устах Пантюхова даже получил название «фельдфебельский». Всё дело в том, что план царя мало чем отличался от того, что на Руси было с петровских времён. Раньше существовали так называемые «потешные» отряды, где дети проходили строевую и начальную военную подготовку. Часто с самого детства это вливало в неокрепшие головы негодование и отвращение к жизни военного человека. Ещё бы, мальчикам хотелось носиться по дворам и гонять голубей, а суровые наставники кричали над ухом «раз-два» и пребольно выкручивали уши за любую провинность. Когда движение «потешных» потерпело полное поражение, император принял идею скаутизма в «чистом виде», каким он пришёл из Англии, и помог в организации «Русский скаут».
Воспоминания петербургского скаута
Один из скаутов того времени Александр Липский в частном письме писал: «У нас был необычайный энтузиазм. Мы хотели быть рыцарями. Мы обожали нашего Чаманского (скаутмастор) и он, действительно, был каким-то героем для нас, и по внешнему виду и по тому «огню», которым он нас озарял и зажег на всю жизнь. Какое незабываемое впечатление оказала на меня, новичка, наша штаб-квартира на Литейном № 15: на дворе — мороз, но окна у нас все открыты настежь — «для закалки»; в углу стояло роскошное знамя, а перед ним часовой. На стенах развешаны всевозможные скаутские работы - узлы, Морзе и, даже, детективное дело. Не могу забыть, как Чаманский, весь выпрямясь и с горящими глазами, выкрикивал нам: «Будь готов!». Не только дело было не «скучное», а блестящее, интересное, замечательное, незабываемое и неповторимое...»
Быт и внешний вид скаутов
Скаутскую униформу, по воспоминаниям того же Липского, подопечные либо шили на заказ, либо находили в магазине Эсдерс и Схефальс, что и поныне находится близ Красного моста, на Гороховой улице и смотрит своими большими окнами на мойку.
Ближе к 1918 году здесь находился отдел для скаутов, где можно было полностью обмундироваться. В то время продавались тёмно-синего или чёрного цвета брюки, серо-зелёная блуза с боковыми карманами на груди, с отложным воротником и наплечной тесьмой, галстук-шарф по цвету отряда. Завершали образ широкополая шляпа и посох высотою в два аршина и три вершка. Он помогал скаутам перепрыгивать канавы, ходить на лыжах, делать гимнастику, ощупывать ночью дорогу, подавать сигнал, сооружать палатку и даже сделать шалаш.
Скаутам предписывалась скромность поведения, выносливость и невзыскательность в еде. Согласно руководству 1916 года, самая дешевая и лучшая пища для скаута, если не хватает средств на мясо, это - горох, мука, овсянка, картофель и сыр, употреблять которые нужно умеренно, без обжорства.
Движение скаутов стало настолько востребованным, что к нему примкнул великий князь Георгий Константинович, а позже и цесаревич Алексей. Присутствие последнего в рядах скаутов вызывает большой вопрос, так как известно, что наследник короны болел гемофилией и ничтожная ссадина могла обернуться безвременной смертью. Тем не менее, популярность русских скаутов привлекла европейское сообщество. В декабре 1910 года в Петербург приехал сам Баден-Пауэлл, который встретился с Пантюховым и русскими скаутами. Гостя удостоил вниманием даже сам император.
Скаутское движение после революции
Революция и деление России на две воюющие армии – красную и белую, не только не прекратила существования скаут-движения, но и наоборот - только вдохновила его на вступление в ряды новых членов.
С приходом большевиков к власти на государственном уровне деятельность скаутов не пресекалась. Появившиеся «юки» - «юные коммунисты», хоть и прославляли идеи «красных», тем не менее, переняли от скаутов все внешние характеристики: решительный девиз «Будь готов!», галстук, как непременный атрибут формы, традицию костров и даже некоторые песни. К 1920 году, когда изобилие и развязность НЭПа шли на спад, цензура ужесточалась, а кольцо свободы сжималось, руководство комсомола стало ожесточённо добиваться уничтожения скаутского движения. Скауты отреагировали решительно, решив деятельность не прекращать, но перейти на нелегальное, подпольное положение. Однако в 1923 году скаутизм в России был официально запрещен, а три года спустя по городам прокатилась волна арестов среди членов организации, многие из которых лишились свободы или сгинули на Соловках. Так в России оборвалась история скаутского движения, вдохновлённого светлыми идеями служения Отечеству.