Как выбрать репетитора?

Мы прямо сейчас видим, как происходят серьезные изменения во все сферах жизни в части замены личного общения дистанционным, образование – одна из них. Дистанционное обучение, как формат, может кому-то нравиться, или не нравиться, но то, что оно останется с нами, похоже, навсегда – это факт. Многим школьникам и их родителям было достаточно сложно приспособиться к формату, у детей появились пробелы в знаниях, между тем, промежуточные аттестации и экзамены никто не отменял. Без дополнительной помощи некоторым школьникам было сложно поддерживать знания на прежнем уровне, поэтому возникла необходимость в подборе репетиторов. На фоне вновь обострившейся эпидемиологической ситуации, когда образовательные учреждения опять стоят на пороге «удаленки», этот вопрос снова становится актуален.

   
   

Как правильно выбрать репетитора и на что обращать внимание рассказывает Мария Кислова, директор российского офиса GoStudent, мирового провайдера онлайн-обучения и репетиторских услуг.

1. Сформулируйте цель

Перед тем, как начинать просматривать анкеты потенциальных репетиторов, очень важно понять для чего он, репетитор, нужен вашему ребенку и что вы хотите получить на выходе. Цели могут быть совершенно разные: подтянуть по общеобразовательной программе, получить углубленные знания по какому-то предмету, подготовиться к экзаменам, поступлению в престижную школу и т.д. Родитель должен обязательно поставить цель перед репетитором и сообщить ему о планах в отношении ребенка, чтобы была возможность правильно выстроить учебный процесс. Именно из-за того, что преподаватель не понимает изначальной цели, чаще всего родители не видят прогресса через месяцы занятий. Если вы обращаетесь к репетитору и ставите задачу абстрактно, например, у Ивана плохо с правописанием, надо бы это исправить, а сами в душе надеетесь, что мальчик начнет побеждать на олимпиадах по русскому языку, надо обязательно сообщить об этом преподавателю. Ребенок через какое-то время может начать писать более грамотно, но не получит специфических знаний для решения конкретной задачи. Здесь, как, пожалуй, и в любом деле, нужно ставить конкретную цель, и никто кроме вас самих не сможет ее сформулировать. Поэтому не стоит перекладывать эту обязанность на плечи репетитора, его представление может не совпадать с вашим.

2. Учитывайте желание и мотивацию ребенка

Этот момент один из самых главных. Найти идеального репетитора – это полдела, не менее важно, чтобы ребенок сам выражал желание с ним заниматься, иначе ничего хорошего не получится. Если ребенок не хочет заниматься дополнительно в принципе – на него не стоит давить. Рано или поздно вы рискуете получить обратный эффект. Возможно имеет смысл разработать внутри семьи какую-то систему мотивации, которая поможет ребенку внутренне прийти к решению о дополнительном образовании. Занятия с репетитором будут максимально эффективны только если ребенок сам этого захочет.

Звучит банально, но это так. Иногда помогают примеры с друзьями, которые занимаются с преподавателями дополнительно. Ребенок видит их опыт и, если он положительный, хочет также, как условная подруга Марина или сосед Максим.    
   

Не менее важно, чтобы у ученика и преподавателя установился психологический контакт, и репетитор вызывал у ребенка, также, как и ребенок у репетитора, положительные эмоции. Если этого не случилось, преподавателя придется менять и чем быстрее, тем лучше. В противном случае не стоит рассчитывать на результат.

Также репетитор должен быть авторитетом для ребенка, если последний не уважает преподавателя, то он не будет эффективно заниматься.

Какого преподавателя лучше выбрать – строгого или не очень – отдельный вопрос. Здесь сложно дать конкретные рекомендации. Иногда более эффективным окажется требовательный учитель, иногда лучше сработает «дружеский» подход – все зависит от характера ученика. Но не стоит допускать одну очень распространенную ошибку – репетитор всегда должен оставаться учителем, он не должен быть другом и соратником для вашего ребенка. Он должен четко отделять процесс учебы от дружеского общения, иначе очень быстро возникнет соблазн где-то схалтурить, что-то недоделать и тому подобное.

3. Тестирование

При выборе репетитора лучше отдавать предпочтение тому, который предварительно протестирует вашего ребенка, предложив, к примеру, пробное занятие. Оно может быть платным или бесплатным. Если пробное занятие оплачивается – это не должно настораживать. У хорошего преподавателя не так много времени и возможностей, чтобы тестировать всех желающих бесплатно. Однако идеальным вариантом будет договориться на пробное занятие (в идеале – на 3-5), после которых вам многое станет понятно, и вы сможете сделать выводы о том, как работает педагог, подходит ли эта система вашему ребенку, насколько заинтересован сам ученик. Да, какого-то прогресса вы можете не увидеть за столь короткое время, но сможете понять подходит ли вам репетитор и подходите ли вы ему. Онлайн-платформы дистанционного обучения, как правило, предлагают пробное бесплатное занятие, а также возможность поменять репетитора, если тот ученику не подходит.

4. Пол, возраст, образование, регалии

По сути, эти критерии сейчас не имеют очень большого значения. У специалиста, который претендует на звание репетитора, может даже не быть профильного, педагогического диплома. Но это должен, во-первых, быть человек с высшим образованием. Второе. Если вас интересует конкретная дисциплина – то нужно, чтобы преподаватель имел в ней профильный опыт.

Третье, в порядке размышления. Почему педагогическое образование важно? Потому что далеко не каждый человек может быть учителем. В педагогическом ВУЗе учат не только конкретным знаниям, но и тому, как в принципе выстраивать образовательный процесс, как взаимодействовать с учениками, как структурировать информацию и доносить ее до аудитории. Можно быть отличным специалистом в своем деле, но не уметь учить этому других. Педагог должен не просто обладать знаниями, а уметь их донести. Тем не менее, даже наличие большого количества регалий и дипломов не сможет гарантировать того, что ваш ребенок получит необходимые знания и, допустим, сможет поступить в престижный ВУЗ. Поэтому – если не диплом, то точно – опыт работы и взаимодействия с детьми, понимание возрастной психологии, детской физиологии, эмпатии к детям.

При выборе репетитора я бы рекомендовала посмотреть отзывы о нем на популярных площадках. Сейчас с этим нет проблем. Да, положительные отзывы – это тоже не гарантия результата, тем не менее, человек, который следит за своей репутацией будет более ответственно относиться к образовательному процессу и к вашему ребенку. Либо, как вариант, принадлежность репетитора к большой компании, которые всегда тестируют преподавателей перед тем как акцентировать их присутствие на своей платформе.

Как понять, что репетитор вам подходит?

  1. Если ребенок не пытается избегать занятий с репетитором. Не старается придумать какие-то дела, сказаться больным и тому подобное; 
  2.  Если ребенок положительно отзывается о своем преподавателе и говорит о нем с уважением;
  3. Если ребенок может с легкостью сказать, чему научился у преподавателя за время занятий. Имеется ввиду не конкретное занятие, а в принципе обучение, например, за месяц, 3 месяца, полгода и так далее;
  4. Репетитор дает обратную связь, отмечает успехи ученика и проблемные моменты. У него всегда есть достаточно времени, чтобы поговорить с вами;
  5. Ребенок не боится преподавателя и не стесняется задавать вопросы, если ему что-то не понятно;
  6. Вы отмечаете, что ребенок стал получать более высокие оценки в школе или более высокие баллы на экзаменах.

Но, если случилось так, что вы ошиблись с выбором репетитора, не стоит на этом зацикливаться и терять доверие к преподавателям в принципе. Хорошего репетитора, также, как хорошего врача, надо искать, иногда для этого требуется попробовать разные варианты.