Сегодня в школах хвастаются индивидуальными планшетами для детей и интерактивными панелями, в то время как в Кремниевой долине, наоборот, популярность набирают учебные заведения, где все технологические новинки под запретом - по крайней мере для младших школьников.
Почему в самом сердце цифровой индустрии возвращаются к грифельным доскам? Стоит ли отбирать у детей телефоны? И можно ли стать крутым айтишником в 40 лет, рассказала первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова.
Книга или девайс?
Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Лидеры IT-революции, включая Билла Гейтса (Microsoft) и покойного Стива Джобса (Аpple), неоднократно заявляли, что ограничивают собственным чадам доступ к планшетам и покупают им книги. В то время как большинство родителей делают ставку на девайсы…
Дарья Козлова: Я бы не стала противопоставлять гаджеты и книги - они могут прекрасно дополнять друг друга. Безусловно, есть вещи, которым лучше учиться традиционными способами, а не с помощью планшетов - например, игре на фортепиано или рисованию. Но… когда старшеклассники или студенты делают расчеты для сложных научных проектов, почему бы не воспользоваться техническим прогрессом? Невозможно просто взять и запретить ребенку пользоваться гаджетами. Он все равно до них доберется, но с еще бóльшим интересом. Нужно выстраивать границы, в рамках которых он может это делать, - на перемене, во время учебного процесса и прочее.
- При этом в 2018 году во Франции школьникам до 15 лет запретили пользоваться гаджетами на территории учебных заведений. Даже во время обеда…
- В Петербурге тоже есть школы, где телефоны и планшеты под запретом. Если ребенку нужно позвонить родителям - он должен подойти с этой просьбой к классному руководителю. И, например, детям-интровертам это очень сложно сделать. Поэтому я за то, чтобы органично встраивать технологический прогресс в систему образования, а не запрещать.
- Как это сделать?
- Пандемия стала настоящим катализатором цифровизации в сфере образования. И нужно понимать, что полностью от онлайна мы не избавимся и никогда не вернемся к классическому «уроку за партой». Например, в ИТМО еще два года назад приняли решение уйти в смешанный формат. Так как поняли, что просто сидеть и слушать лекции в аудитории - неэффективно, там их нужно обсуждать. Поэтому студенты имели возможность прослушать некоторые лекции в удобное для них время, на собственном компьютере. И материал должен был настолько заинтересовать, чтобы «конкурировать» с открытыми в соседних «окнах» игрой или чатом с друзьями. Ведь скрыть в онлайн-формате плохо подготовленную лекцию или курс просто невозможно. Тем более сейчас, когда университеты открыли доступ к образовательному контенту. Поэтому во время пандемии и онлайн-обучения сильные вузы только укрепили позиции, а слабые еще больше «просели».
Из положительных примеров «дистанционки» я бы также отметила онлайн-защиту дипломов. Не все студенты хотят выступать публично, получают от этого удовольствие. А стресс и неумение презентовать на публике пусть и высококлассную работу, могут значительно снизить ее оценку. И варианты, когда ты можешь записать на видео свою защиту (хоть с двадцатого дубля) или сделать это через Zoom, Twitch (платформы для организации видео-конференций. - Ред.), - стали спасением для таких учащихся. Эксперимент оказался настолько положительным, что мы его точно оставим и на времена, когда пандемия закончится.
Но… если защищать дипломы онлайн - классно, то праздновать выпускные по видео или вести дискуссии - очень печально. Поэтому я против 100% дистанционного обучения. Ведь самое важное в университете - коммуникационная среда, которую в онлайн не передать. И трендом ближайших лет станет именно ценность личного общения. Я никогда не видела у наших студентов такой жажды обучения в аудиториях, как прошедшей осенью, когда мы снова вернулись за парты.
Остаться на волне
- Сегодня эксперты кругом призывают к постоянному саморазвитию и активному изучению новых технологий. Отмечая, что те, кто не освоит «цифру», в ближайшие годы окажутся за бортом как профессионалы (пусть они даже гуманитарии). Как когда-то из больниц и школ ушли не сумевшие освоить компьютер. Так ли это?
- Безусловно, в современном мире владение цифровыми технологиями для многих специальностей является обязательным навыком. Например, преподавателю важно знать, как выходить в Zoom и отправлять домашнее задание через мессенджер Telegram, чтобы находиться со студентами на одной волне. Иначе у него будут серьезные проблемы с коммуникацией и рабочим процессом в целом. В то же время есть такие профессии, как сварщик или строитель, где можно быть прекрасным специалистом, при этом не умея пользоваться онлайн-платформами, соцсетями и Google таблицами.
Поэтому я не стала бы утверждать, что, освоив «цифру», вы получите в современном мире гарантию на успех. Можно в идеале владеть всеми новейшими программами и технологиями и даже быть неплохим специалистом, но этого уже недостаточно. Нам всем важно понимать, что будущее - за интердисциплинарностью. Уверена, что прорыв, необходимый нашей стране, будет сделан на стыке наук, а не «чистейшими» технарями. Поэтому нужно «заглядывать» в соседние области: совмещать информатику и биологию, гуманитарные и цифровые знания, при этом не забывать про «гибкие навыки» (soft-skills) - креативное мышление, умение работать в команде и т. д. Вот такие всесторонне развитые специалисты точно не останутся «за бортом» в ближайшие годы. Также ошибочно думать, что у гуманитариев нет перспектив в цифровом мире. Художники мыслят иначе, чем математики, они способны придумать будущее, а ученые - его создать. Задача гуманитариев транслировать результаты научных исследований, делать их понятными для общества.
- Но все эти классные идеи больше подходят для молодых. Что делать тем, кто в 40-50 лет обнаружил себя «невостребованным»? Можно начать профессиональную жизнь сначала и, например, стать крутым айтишником, забросив психологию или филологию?
- Это очень непростой вопрос. Действительно, если смотреть на мировой и российский опыт, в IT-технологиях все же делается ставка на молодых.
И считается, что после 40 лет уже поздно учиться программированию. Были случаи, когда люди выступали против такой «возрастной дискриминации» и доказывали обратное. Но, положа руку на сердце, подобных примеров очень мало. Поэтому если человек всю жизнь занимался психологией, ему очень затруднительно стать 100% специалистом в области машинного обучения. Но с помощью некоторых знаний цифровой культуры он сможет сильно «осовременить» свою профессию и быть успешным. То есть не кардинально поменять специальность, а развивать ее. Понимая, например, что психолог, не владеющий «цифрой», - психолог из прошлого.
Сегодня просто прекрасное время для получения знаний - онлайн сделал их в разы доступнее. Я сейчас изучаю медицину - как устроен организм, какие биохимические процессы в нем происходят - и для меня это просто «темный лес». Но надо делать над собой усилие, других чудесных способов «остаться на волне» в современном мире нет.
Усилить самоконтроль
Да, чтобы заниматься удаленно, нужны самоконтроль, мотивация, знание основ тайм-менеджмента. Но и раньше всегда были студенты, которые прогуливали лекции и в итоге не заканчивали вуз, а также те, кто сами занимались сверхурочно, чтобы получить красный диплом, а также дополнительные знания и компетенции.
В чем главное отличие студента будущего? С внедрением онлайна обучение будет больше зависеть от самого учащегося. Преподаватели в таком формате больше не контролируют, слушаете ли вы лекцию, вовремя ли прошли тестирование. На изучение курса отводится определенное время - за этот период студент должен прослушать материал, выполнить задание. Затем материал закрывается автоматически. Еще один необходимый навык - работа с информацией. С каждым годом объем данных, который следует изучить, растет. Важно уметь быстро вычленять нужное. Кроме того, в современном мире студентам приходится не только искать информацию в разных источниках, но и анализировать ее: правдивая или ложная? Еще несколько лет назад этого не требовалось. Существует мнение, будто онлайн рано или поздно убьет прикладные науки. Я с этим не согласен. Ведь практические занятия никуда не уходят, а лишь меняется подход. Например, эксперименты сейчас проводят с помощью виртуальной или дополненной реальности. Станки, двигатели - с любыми агрегатами, используемыми в промышленности, теперь можно работать не только на предприятиях, но и из вуза, моделируя на компьютере, на нем же отрабатывать варианты поломок оборудования, внештатных ситуаций. Посмотрите на современное производство в мире - все начинается с моделирования. Без этой стадии ничто не обходится. Мир - уже в «цифре».