Нужно ли снимать шляпу перед педагогом? Роль наставника в современном мире

Для настоящего педагога его труд – служение, а не работа. © / Из личного архивa

В чём главная ценность наставника? Почему сегодня столько внимания уделяется этой теме? Считается, что наставник в широком смысле – амбассадор цели, он нужен для того, чтобы в человеке не угасал интерес к задуманному, чтобы он долгое время не сворачивал с того пути, который себе выбрал. И просто иногда подсказывать верные ответы – это ещё далеко не наставничество.

   
   

Вокруг наставничества в академической среде за последние три десятилетия образовалась полемика: только учить или ещё и воспитывать? Петербургский писатель Анатолий Козлов на протяжении многих лет ведёт литературные семинары для молодёжи и отмечает неугасающий интерес общества к проблеме сложившегося отношения к учителю и наставнику в России.

Досье: Анатолий Козлов
Писатель-прозаик, член Союза писателей России. Родился в 1964-м в г. Омске, окончил Ленинградский инженерно-экономический институт. Кандидат в мастера спорта по фехтованию. Выпускник театральной студии, играл в театре, снимался в кино. Автор книг, сборников и романов. Дважды лауреат Всероссийской историко-патриотической премии им. А. К. Толстого. Серебряный лауреат национальной литературной премии «Золотое перо Руси», лауреат конкурса русской сетевой литературы «Арт-тенета 97».

Учитель для писателя 

– Конечно же, наставник даёт основы, ориентиры, закладывает профессию, личность. Причём своим примером и всем своим видом он задаёт направление развития человека, – говорит Анатолий Юрьевич. – Всероссийские литературные семинары дали мне опыт коллективного наставничества, хоть я и не педагог по образованию и не учился в литинституте. Однако опыт и мои труды помогли со временем увидеть разных людей в творческой среде. И заметил удивительное явление: в наше время молодёжь хочет писать, заниматься творчеством, а ведь на этом ремесле сложно заработать. Писательство и создание серьёзной литературы – труд тяжёлый, неблагодарный и неоплачиваемый. Тем не менее люди тянутся в литературу, пишут.

В этом году в Доме писателя открывается новое отделение – школа молодых прозаиков и драматургов. График занятий уже готов, есть на сайте, и осенью к нам придут учиться начинающие литераторы от 16 до 40 лет. Их наставниками станут человек пять опытных писателей, они будут меняться каждую неделю. Люди смогут познакомиться с опытом и стилем каждого, выбрать наставника себе по душе. Кто-то из этих учеников потом станет членом Союза писателей России.

Вместе с драматургом Людмилой Разумовской мы несколько лет подряд вели семинар современной литературы «В традициях русской классики» при санкт-петербургском отделении Союза писателей России. Несколько моих учеников приняли в Союз, а это дорогого стоит.

– Только ведь не все понимают ценность этой красной «корочки». Подумаешь, удостоверение, а что оно даёт? Надбавку к зарплате или скидку в супермаркете? Люди часто задают такие вопросы.

   
   

– Сейчас такое время, когда мастерство говорит о многом, а известность, популярность ни о чём не говорят, порой даже сильно настораживают. Измеримый показатель успеха в обучении на семинарах у наставников – вступление в профессиональное сообщество, в Союз писателей России. Это признание профессионализма. Ты можешь по праву называться писателем. Также человек развивается в своей среде, продолжает учиться, его приглашают в библиотеки, к нему прислушиваются, предлагают быть наставником. Да, это статус. Измерить его деньгами довольно сложно. Я вообще занимаюсь только этим ремеслом – пишу книги, работаю в Союзе писателей, живу этим. Правда, книги продавать и продвигать приходится самому, но это условия времени такие. Что же до «скидок» – они действительно бывают, и в некоторых музеях, театрах членам творческих союзов удостоверения небольшие преимущества дают.

Вернуть статус

Многие из нас надеются, что президентская инициатива поможет российскому обществу пересмотреть уже сложившееся отношение к педагогам и наставникам.

– У нас примерно тридцать лет было всё запущено, – говорит Анатолий Козлов. – И я слышал от наставников, людей с учёными степенями, что мы лишь даём знания, а воспитывать не обязаны. На мой взгляд, отрицать это – всё равно что отрицать Луну. Скажем, вошёл человек в аудиторию: в костюме, галстуке, поздоровался, начал вести лекцию – преподаватель в привычном понимании. А вот ввалился человек в рваных джинсах, растянутом свитере, садится на кафедру, закуривает и тоже начинает что-то вещать. Происходит процесс воспитания и в первом, и во втором случаях. Что они такого совершили? Как в «Кавказской пленнице»: ничего же не сделал, просто вошёл! Эти люди принесли себя в среду учеников. На них смотрят и равняются. Учёный народ отрицает очевидные вещи, но у нас это пропагандировалось активно, откуда и как – всем известно.

Наша отечественная школа педагогики и наставничества всегда была сильна именно воспитательной составляющей. Анатолий Юрьевич убеждён, что инициатива президента, когда он объявил год педагога и наставничества, – это забота о нравственном здоровье нации, возврат к исконным ценностям, национальному пониманию педагогики.

– Мы пытаемся сейчас вернуть педагогу его статус, значимость. Это человек, перед которым нужно снимать шляпу. Сказать, что все так и бросились это исполнять, не могу. Старшее поколение, люди образованные, это понимают и без объяснений. Вообще человек образованный кому-то да был хоть раз в жизни наставником. Имея знания, невозможно ими не делиться – на производстве, в общественной жизни. Но есть и неприятный момент: грамотность молодых педагогов за последние десятилетия сильно упала. Тем не менее большинство людей к наставникам относятся с уважением. Особенно если говорить о педагогах и наставниках детей, ведь они часто дают даже больше, чем семья ребёнка, пока родители заняты работой.

Или деньги, или призвание?

Если говорят об учителе, то сразу же кивают: это призвание, ведь случайные люди быстро отсеиваются. Общество это понимает, и даже есть негласное деление на деньги «плохие» и «хорошие». К первым почему-то относятся зарплаты футболистов, бизнесменов, ко вторым – доходы учителей и врачей. Благородные профессии.

И тут же другое популярное мнение в отношении педагогов и врачей, когда те возмущаются своими зарплатами: «Ребята, а как вы хотели, у вас же призвание. Или вы ради денег пришли учить-лечить?». Нет, нам такие не нужны. Вроде бы как стыдно врачу или учителю носить брендовый костюм или ужинать в ресторане. А когда у детей учителя вдруг прохудятся ботинки и не хватит зарплаты купить быстро новые, он ведь не скажет: «Извини, сын, у меня призвание, походи в дырявых». В социальных сетях встречаются откровенно пролетарские комментарии, люди пишут, что деньги – это не главное для учителя, он за идею работает. Этакий дервиш, который может обойтись без материальных благ.

Не говоря уже о другой группе родителей, которая изводит учителей, мешает им работать, бомбит жалобами отделы образования, а от педагога в бесплатном кружке по рисованию требует уровня «академик живописи». Нам надо бесплатно и по высшему разряду. И шляпу снимать явно никто не торопится. Мы – получатели услуг.

– С одной стороны, я думаю, для настоящего педагога его труд – служение, а не работа, – говорит Анатолий Козлов. – Это люди большой самоотдачи, и очень трудно оценить все их заслуги «по прайсу». С другой стороны, если педагог приходит в класс, а у самого в голове неоплаченные счета, список продуктов, подработки, как он будет учить, что даст ученикам? В царской России до революции земских педагогов и учителей народ отправлял учиться из своих же сельчан, им обеспечивали жильё, работу. И они не занимались физическим трудом, напротив, у них ещё была прислуга. Люди понимали, что этот человек будет учить их детей, от него зависит, как они дальше пойдут по жизни. В советское время педагоги тоже были уважаемым классом общества, их тоже обеспечивали жильём, несмотря на всеобщее равенство. Особый статус наставникам и педагогам нужно обязательно создавать, чтобы они растили жизнеспособных и созидающих людей. Только сюда должно активно включаться государство, запускать программы поддержки для них и подобные инициативы, чтобы Годом наставничества в России ничего не закончилось, а только стало началом возрождения высокого звания педагога.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.