Онлайн-образование — что будет с рынком к концу года

Ждать роста рынка онлайн-образования к концу года не стоит.    
   

«В первую очередь, одна из ключевых проблем онлайн-образования – это блокировка Instagram* (признана в России экстремистской организацией, - прим. ред.), – считает Артем Ступак, тренер бизнес-школ РГУ нефти и газа, РАНХиГС и Финансового университета при Правительстве РФ, –  так как основной поток клиентов, как правило, шел именно через него. Теперь, чтобы перестроить свою рекламную стратегию на доступные социальные сети, проверить и отработать форматы коммуникации с клиентом, необходимо 2-3 месяца. Не говоря уже о восстановлении того потока клиентов, который был в конце февраля». 

Из отчета Совета блогеров при Совете Федерации, из-за блокировки Instagram* на территории России 67% пользователей потеряют свой доход. По данным исследования Совета, доход потеряют около 35,5% индивидуальных предпринимателей, которые привлекали клиентов через Instagram*.

Во-вторых, невозможно оплатить аккаунты западных сервис и платформ для проведения обучения.

Например, Zoom, компания Zoom Video Communications в начале апреля запретила своим дистрибьюторам продавать доступ к сервису онлайн-конференций компаниям с государственным участием в России и СНГ.

В-третьих, часть клиентов по политическим причинам не может пользоваться сервисам, имеющие серверы за пределами РФ (в том числе Zoom).

Ещё в 2021 году Роскомнадзор рекомендовал госучреждениям переходить с Zoom на российские аналоги. Так как платформа Zoom с 31 марта 2021 года запретила продавать платную расширенную версию программы с неограниченным временем конференции российским организациям с госучастием. А в текущей политической ситуации тенденция только ускорилась.

   
   

В-четвертых, резкое снижение покупательной способности клиентов и как следствие сокращение бюджетов на обучение корпоративными клиентами.

По данным агентства Smart Ranking в среднем по рынку продажи курсов упали на 30%. При этом, наибольшее снижение ощутили в сегменте дополнительного профессионального образования. Вилка падения спроса колеблется от 20% до 50% в зависимости от компании, конечного продукта и целевой аудитории.

Рекомендации бизнес-тренера Артема Ступака, на чем стоит сфокусироваться онлайн-предпринимателям в 2022 году:

  • Разработке собственных автономных платформ для полного цикла онлайн обучения;
  • В связи с увеличением спроса на IT-специалистов, формирование курсов по востребованным специальностям в этой области;
  • Участие в государственных программах переподготовки кадров;
  • Объединение сил и ресурсов с другими игроками для сохранения доли рынка и финансовой устойчивости
  • Краткосрочных курсов повышения квалификации в смешанном формате обучения для корпоративных клиентов.