С 6 апреля из-за пандемии коронавируса все российские школы перешли на дистанционное обучение. Настоящий вызов для всего образования, ведь для многих это первый опыт подобной работы. В непростых условиях оказались не только ученики, но и учителя, которым предстоит полностью перестроить взаимодействие с детьми. Как в такой ситуации возможно организовать образовательный процесс? И как не потерять способность учиться?
По новым запросам
Частная общеобразовательная гуманитарно-художественная школа МИРТ работает в Петербурге с 1992 года. Здесь онлайн-обучение внедряют почти пять лет. Директор Вера Петрова рассказывает: было непросто.
По словам директора, массово перевести детей на дистанционное обучение удалось спустя неделю – на протяжении этого времени ведение уроков шлифовалось, отрабатывались разные сценарии. Поэтому те, кто говорят, что без проблем перешли на дистанционное образование, лукавят.
«Учителям пришлось оперативно перестроить подачу материала, сделав его более сжатым, интенсивным, и добавив еще больше визуализации. Ведь не все дети, оставшись наедине с учебником, могут самостоятельно усвоить информацию из него, - говорит Петрова. - Восприятие онлайн-урока у ребенка совершенно иное. Когда учитель работает в классе, он отслеживает и эмоциональную атмосферу, энергию. Но компьютер эмоцию сглаживает, делая ее более унифицированной. Поэтому и в уроке акценты переставлены. А учитель должен следить за тем, чтобы его подопечные не отвлекались на уроке, действительно слушали его».
Учителя идут на разные ухищрения, чтобы завладеть вниманием ученика. У каждого свой секрет. Интересно, что МИРТ смог перевести в электронный формат абсолютно все уроки: ИЗО, музыку и даже физкультуру! И дети, как ни странно, от занятий не отлынивают.
Урок онлайн
Проверить, как на самом деле материал был усвоен, помогает домашнее задание – в период карантина учитель перед занятием рассылает каждому его работу, в которой указаны все ошибки и недочеты. В частной школе МИРТ количество детей в классе ограничено – максимально на уроке присутствуют 18 человек. Однако удаленный доступ позволяет подключить к уроку до 100 слушателей.
«Сейчас, в условиях карантина, мы предлагаем всем желающим подключаться к нашим урокам и принимать в них участие. Это позволит детям из других школ и разобраться с новым материалом, и не отставать в учебе. Подключаться можно временно, не обязательно приносить документы и заявление о зачислении в нашу школу. Мы работаем по федеральному государственному стандарту – это значит, что учебный материал не отличается от того, что дают в обычной школе. Но у нас другой подход к его подаче», - говорит директор МИРТ.
В частной школе понимают, что современный ребенок воспринимает мир иначе, чем его родители – для поколения Z важна мультимедийность и наглядность. На это и делается упор. Кроме того, школа предлагает и индивидуальные консультации по каждому из предметов. Ученик и педагог вдвоем разбирают предмет. В таких условиях школьник может задать любые вопросы. Кроме того, занятия тет-а-тет могут убедить даже самого заядлого двоечника взяться за учебу. Ведь как только ребенок поймет материал и сможет применить знание на практике – учиться станет веселее.
Тем не менее, Вера Петрова уверена: дистанционное обучение не может заменить привычного школьного образования.
«Конечно, мир после пандемии не будет прежним. Но онлайн-образование классического не заменит. Хотя сейчас уже появляются школы, где подготавливают исключительно к ЕГЭ. На мой взгляд – это неверно. Школа выполняет не только обучающую функцию, но и социальную, воспитательную, без нее нет адекватной личности. Учитель не просто дает ученику таблицу умножения, но объясняет, как и где ее применять. Пандемия спровоцировала спрос и ускорила делать дистанционное обучение более качественным. Что касается дополнительного образования, то оно, безусловно, может проводиться онлайн. Например, дистанционно легко изучать иностранные языки».