Учиться трудиться. Обязательные уроки труда вернут в школы

Дети 5–7-х классов «трудиться» будут по 2 часа в неделю. © / freepik.com

С нового учебного года в школы возвращаются обязательные уроки труда. При этом обучать мальчишек и девчонок планируют востребованным на рынке специальностям. Чтобы уже к моменту окончания школы молодой человек владел актуальными рабочими навыками и мог лучше представлять себе дальнейшую перспективу обучения и трудоустройства.

   
   

Полноценный предмет

Люди старше 25 лет ещё застали обязательные уроки труда в школе – помните, как по два часа в неделю девочки шили фартуки и пекли пироги, а мальчики мастерили скворечники и разделочные доски? Теперь они возвращаются, но в новом, адаптированном под современные условия виде. В Минпросвещения рассказывают: в начальной школе новому предмету будет отведено по 34 часа в год, то есть всего одно занятие в неделю. Младшеклассники будут работать с бумагой и картоном, тканями и природными материалами. У учеников средней школы всё серьёзнее.

Дети 5–7-х классов «трудиться» будут по 2 часа в неделю (8-9-м классам дадут лишь по одному часу.). И помимо тех самых уроков с шитьём и столярным делом, подростков введут в азы современных профессий – например, расскажут, что такое компьютерная графика и 3D-моделирование. В планах правительства добавлять дополнительные модули: научить создавать модели летательных аппаратов, писать музыку и снимать видео и даже выращивать продукты питания в городе – эти блоки быстрее всего появятся в регионах, где есть потребность в данных направлениях.

«Предмет труда вводится полноценно, и это будет основой для получения первой профессии на выпуске», – отметила председатель комитета по образованию Наталия Путиловская и пояснила, что старшеклассники смогут принять участие в проекте «Моя первая профессия», бесплатно пройти профессиональную подготовку и получить свидетельство о профессии. Кстати, опыт для нашей страны не новый – в советское время школьники часто выходили во взрослую жизнь не только с аттестатом о среднем образовании, но и уже с «корочками» рабочих профессий.

Родители недовольны?

Мнения родителей относительно изменений школьной программы разделились.

В соцсетях можно найти немало негодующих мам – одни недовольны «ненужным ручным трудом, ведь всё давно автоматизировано» (это, очевидно, про уроки кройки и шитья), другие, наоборот, готовы приветствовать ручной труд, и им не нравится, что ребёнок опять будет сидеть за компьютером, моделируя роботов или медиаконтент.

   
   

Доктор психологических наук Роман Демьянчук отвечает сразу и тем, и другим: ничего плохого в уроках труда быть не может по определению.

«Уроки труда в школе – это хорошая практика, ведь далеко не все родители могут научить ребёнка самостоятельно пришить пуговицу или объяснить, как пользоваться отвёрткой. А эти навыки всегда пригодятся в жизни. И развитие мелкой моторики немало способствует интеллектуальному развитию. К тому же труд в коллективе, труд, который ребёнок изучает по определённой методике, – это актуально, эффективно и результативно. В том числе для формирования личности.

Кроме того, с 1 сентября дети ведь не только ручной обработкой материалов будут заниматься – программа предусматривает в рамках обязательных и вариативных модулей изучение и современных технологий: от компьютерной графики до 3D-моделирования. При этом, что важно, строгого разделения на мальчиков и девочек не ожидается, хотя и в таком разделении с учётом интересов детей нет ничего плохого.

Педагоги у нас есть: это те учителя, которые преподавали технологию ранее, а также молодые специалисты, которые уже сейчас проходят соответствующее обучение».

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Мнение эксперта: «Пусть попробуют себя»

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Северно-Западного института управления РАНХиГС Артём Голубев:

«Вряд ли правительство таким образом пытается глобально решить проблему с кадрами. Расширять перечень модулей на уроках труда логично, но это делается скорее для профориентации учеников, а не для того, чтобы они выходили из школы с навыками инженера. Ведь одна из проблем состоит в том, что школьники не всегда знают, куда им идти после 9-го или 11-го класса. За них решают родители, в итоге студенты на парах просто скучают в телефонах.

Возможность попробовать себя в разных дисциплинах существенно расширяет мировоззрение, и важно не только теорию дать, но и практику – пусть постоят у станка, попробуют себя.

Что касается возможности выйти из школы не только с аттестатом, но и профессией, тут сложнее. Если мы хотим готовить полноценных специалистов, то нужно пересматривать систему образования, сократив количество привычных уроков в пользу дополнительных. Если вводить профильные дисциплины, начиная с девятого класса, и давать детям некое профессиональное образование, то можно получить рабочего по итогу.  Но глобально такой подход проблему с нехваткой специалистов не решит».